Панорамные фотографии молитвенного стояния 22 апреля участвовали в «войне картинок» политических митингов за и против власти.
Фото Reuters
«Православные люди не умеют выходить на демонстрации», – заявил в проповеди 1 февраля с.г. Патриарх Кирилл. Это широко растиражированное заявление, однако, не стало декларацией аполитичности РПЦ. Напротив, в этом году Церковь использовала в пропагандистских целях формат массовых акций, называющихся молитвенными стояниями.
В первом молитвенном стоянии, прошедшем 22 апреля у храма Христа Спасителя, участвовали, по данным ГУВД, 65 тыс. человек. Повторенное в том же месте спустя полгода, 9 сентября, молитвенное стояние собрало значительно меньше участников: ГУВД насчитало лишь 15–17 тыс.
Массовые уличные молебны должны были, во-первых, лишний раз подтвердить российскому обществу, что роль православных верующих в социальной жизни исключительно велика, во-вторых, продемонстрировать поддержку Патриарху на фоне скандалов вокруг «дела Pussy Riot», его квартиры в Доме на набережной и т.д.
С другой стороны, эти публичные мероприятия, на которых клеймили «агрессивный либерализм», оказались в тот момент на руку власти, которая ранее – 4 февраля на Поклонной горе, 23 февраля в Лужниках и 4 марта на Манежной площади – проводила массовые митинги в поддержку Владимира Путина. Благодаря этим православным акциям продолжалась консолидация консервативного электората. После каждого молитвенного стояния в телеэфире появлялись очередные выпуски передачи Аркадия Мамонтова «Провокаторы» (первый выпуск – 24 апреля, второй – 11 сентября), в которых говорилось о связи панк-группы Pussy Riot с оппозицией и «антироссийскими силами» на Западе.
С технической точки зрения, механизм мобилизации верующих на массовые публичные акции, который, возможно, будет востребован РПЦ и в будущем, основан на активной пропаганде, говорившей об угрозе Церкви и вере со стороны «антицерковных и русофобских сил». Молитвенное стояние 22 апреля совершалось «в защиту поруганных святынь»: икон, пострадавших в предшествующие месяцы в различных регионах России от рук вандалов, и храма Христа Спасителя, где выступили со своей акцией Pussy Riot.
9 сентября молебен был приурочен к 200-летней годовщине победы над Наполеоном. В своей проповеди Патриарх Кирилл говорил о том, что в 1812 году интервенты пытались «не только пленить народ наш, но и уничтожить веру» и с этой целью «осквернялись храмы, выбрасывались иконы, спиливались кресты». Тем самым глава РПЦ проводил исторические параллели с прошедшим перед этим в разных регионах России и в Украине «крестоповалом» – спиливанием поклонных крестов.
В храмах Москвы незадолго до молитвенных стояний священники обращались к верующим, призывая посетить эти мероприятия. Из многих регионов верующих привозили на автобусах. Накануне молебна 22 апреля председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата Владимир Легойда сообщил СМИ, что прибудет «более сотни автобусов». По словам представителей РПЦ, рейсы были оплачены неназванными спонсорами.