Далай-лама передал бремя мирской власти юристу Лобсангу Сенге.
Фото Reuters
Весной 2011 года Далай-лама XIV Тэнцзин Гьямцо сдержал свое давнее обещание покинуть пост главы правительства Тибета в изгнании.
14 марта в городе Дхарамсала на севере Индии тибетский парламент собрался на чрезвычайную сессию, чтобы обсудить заявление Далай-ламы о намерении сложить с себя полномочия политического лидера. Спустя шесть дней на выборах нового премьер-министра Тибета одержал победу 43-летний юрист, старший научный сотрудник Гарвардской школы права Лобсанг Сенге. 8 августа в центральном храме Дхарамсалы состоялась его инаугурация как главы тибетского правительства в изгнании. Новый премьер-министр, избранный сроком на пять лет, за это время намерен добиться независимости Тибета, в корне изменить отношения с Китаем, омолодить правительство, а также обеспечить неприкосновенность института Далай-лам.
Отставку Далай-ламы с политического поста вначале рассматривали как попытку наладить отношения с Китаем. Однако власти КНР с самого начала заявили, что не верят в искренность решения Далай-ламы покинуть пост главы тибетского правительства в изгнании. Даже после своей отставки Тэнцзин Гьямцо продолжает быть в центре внимания, чего нельзя сказать о его политическом преемнике. Так, после ликвидации Усамы бен Ладена Далай-лама заявил, что террорист № 1 заслуживает сострадания и прощения. А в ходе июльского визита в США духовный лидер тибетских буддистов встретился не только с религиозными деятелями, но и с политиками, в том числе с президентом Бараком Обамой.
Камнем преткновения остается вопрос о перерождении духовного лидера буддистов Тибета. Далай-лама XIV не раз заявлял о том, что вправе самостоятельно определять место рождения своего преемника, которое, по его словам, случится только за пределами коммунистического Китая. Между тем китайские власти также намерены искать преемника Далай-ламы, но в тибетской семье, проживающей на территории КНР. Однако осенью духовный лидер буддистов Тибета заявил, что сам решит судьбу института Далай-лам по достижении своего 90-летия и оставит письменные инструкции по поиску своей реинкарнации.
Отставкой Далай-ламы с политического поста попытались воспользоваться российские буддисты. Шаджин-лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче (Эрдни Омбадыков) обратился в МИД РФ с просьбой разрешить Далай-ламе приехать в Россию с пастырским визитом осенью 2011 года. По его словам, ранее главным препятствием был именно политический статус главы тибетских буддистов. Однако МИД оставил этот запрос без ответа.
Таким образом, сложив с себя политические полномочия, Тэнцзин Гьямцо остался единственным авторитетным лидером тибетской диаспоры и продолжает быть раздражителем для китайских властей.