8 декабря было объявлено о создании новой организации мусульман федерального масштаба – Российской ассоциации исламского согласия (РАИС), другое название – Всероссийский муфтият. Главой выбран ставропольский муфтий Мухаммад Рахимов.
Набирающие силу мусульманские общины, независимые от уже существующих духовных центров, заявили о себе еще в начале весны. На тот момент из организаций, позже образовавших РАИС, существовали Духовное управление мусульман Пермской области, которое начиная с 1997 года возглавляет Мухаммедгали Хузин, и Духовное управление мусульман Республики Мордовия, созданное в 2008 году Фагимом Шафиевым. 27 апреля с.г. съезд мусульманских общин Ставрополья принял решение о выходе из подчинения Духовному управлению мусульман Карачаево-Черкесии и Ставрополья и о создании собственного Духовного управления во главе с Мухаммадом Рахимовым. 4 июня на съезде мусульман Урала создается Уральский муфтият под управлением муфтия Екатеринбурга Сибагатуллы Сайдулина. Эти организации составили костяк РАИС.
В принятом на учредительном съезде в Москве заявлении Всероссийского муфтията говорилось о стремлении работать с «существующими мусульманскими центрами страны: Центральным духовным управлением мусульман России, Казанским муфтиятом и Координационным центром мусульман Северного Кавказа», а также с «братской Русской православной церковью».
Последующие действия и декларации нового муфтията обозначили его нацеленность на конфронтацию с Советом муфтиев России (СМР) во главе с шейхом Равилем Гайнутдином. В «Заявлении по мечетям в Москве» от 9 декабря РАИС утверждала, что «проекты строительства новых мечетей блокировались Советом муфтиев России, позиционирующего себя как монопольный выразитель интересов московских мусульман». 16 декабря лидер СМР Равиль Гайнутдин в интервью татарской редакции Радио «Свобода» назвал создателей нового муфтията «марионетками» и «грязными людьми». Муфтий Гайнутдин увидел в этих событиях попытки «исламофобов во власти» задавить рост ислама в России. В ответ представители РАИС охарактеризовали Гайнутдина как «идейного банкрота» и «Ходорковского от ислама», обвинив его в разжигании межнациональной и межрелигиозной розни.
Между тем Всероссийскому муфтияту не удается наладить диалог и с Центральным духовным управлением мусульман (ЦДУМ). «Создание Российской ассоциации исламского согласия, к сожалению, не было согласовано с Центральным духовным управлением», – заявил в интервью Интерфаксу зампред ЦДУМ Альбир Крганов. Эта старейшая исламская организация, в свою очередь, в конце декабря объявила о создании Духовного управления мусульман Москвы и Центрального региона России.
Таким образом, ведущие исламские организации страны вступили в конкурентную борьбу за авторитет и влияние на федеральный Центр, при этом говорить о согласии и примирении среди мусульманских лидеров остается все меньше оснований.