Необходимость в новом предмете так и не стала очевидной.
Фото РИА Новости
В школах 19 регионов России 1 апреля стартовал эксперимент по преподаванию «Основ религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). В течение двух учебных четвертей ученики 4-го и 5-го классов постигали на выбор один из шести предложенных модулей. ОРКСЭ включает в себя основы православной, исламской, иудейской и буддийской культур, сводный курс мировых религиозных культур и основы светской этики.
Эксперимент готовили в сжатые сроки, что привело к сложностям как при подготовке учебных пособий, так и с обучением педагогов. Учителей обеспечили учебниками в самый последний момент, не всем школьникам хватило рабочих тетрадей.
До начала апробации нового предмета полагали, что самыми востребованными модулями ОРКСЭ будут «Основы православной культуры» (ОПК), «Основы светской этики» и «Основы мировых религиозных культур». Предположения авторов эксперимента во многом оправдались: в Тамбовской, Тверской, Костромской, Вологодской областях и в Еврейской АО более 50% школьников предпочли основы православия. Популярность модуля светской этики наблюдалась в Калининградской, Новосибирской, Курганской областях, Красноярском крае и в Республике Удмуртия. Православная культура и светская этика разделили почти поровну школы Камчатского края, Чувашской Республики и Карачаево-Черкесии. Изучать почти исключительно ОПК решили ученики Томской и Свердловской областей, а также Ставропольского края. «Основы светской этики» преобладают в Пензенской области. Своеобразный рекорд показала Чечня: здесь более 99% учащихся выбрали основы ислама. В Республике Калмыкия половина школьников решила изучать основы буддийской культуры.
Издательство «Просвещение» выпустило в свет шесть учебных пособий – по одному на каждый модуль, а также методическое пособие для учителей, памятку для родителей и интерактивные электронные пособия. Все учебники написаны представителями различных религиозных организаций. Пособие по ОПК оказалось излишне религиозным, с большим трудом удалось найти авторов для написания учебника по светской этике.
По итогам апробации ОРКСЭ были высказаны различные оценки. Если в Русской православной церкви в основном удовлетворены ходом эксперимента, то профессионалы отзываются о нем скорее негативно. Учителей не устраивает выбор возраста учеников для участия в эксперименте, а также необходимость разделять классы на группы для изучения разных модулей. Кроме того, не обходят критикой эксперимент и некоторые представители РПЦ, заявляя, что директора школ советуют родителям отдавать предпочтение курсу светской этики. Среди недовольных экспериментом оказались и семьи неправославных христиан.
Если дальнейшие этапы апробации ОРКСЭ все же будут признаны успешными, новый предмет может быть включен в школьную программу во всех регионах России уже в 2012 году.