Сможет ли учитель, ранее преподававший «Основы православной культуры», беспристрастно изложить принципы светской этики? Сможет ли специалист по истории религий заниматься апологией одного из вероучений?
Фото Бориса Бабанова (НГ-фото)
Летом 2009 года была поставлена точка в многолетней дискуссии о преподавании религии в средней школе.
Президент Дмитрий Медведев 21 июля встретился в резиденции «Барвиха» с лидерами традиционных религиозных организаций страны. На встрече было решено, что религия в школе появится, причем выбор у школьников и их родителей будет широким. Дисциплину «Основы религиозных культур и светской этики» разделят на три модуля: первый – основы одной из традиционных российских религий (православие, ислам, иудаизм, буддизм), второй – история всех четырех религий, третий – светская этика.
Эксперимент будет запущен в школах 18 российских регионов уже весной 2010 года. Масштабный образовательный проект решили реализовать в беспрецедентно короткие сроки. Протодиакон Андрей Кураев утверждал, что на подготовку хорошего учебника по «Основам православной культуры» ему нужно несколько лет, однако работу пришлось форсировать – в декабре стало известно, что книга готова. Мусульманам и иудеям приходится еще сложнее, а суть «Основ светской этики» по-прежнему остается для многих загадкой.
Критерии оценки успешности или, наоборот, неудачи эксперимента до сих пор не определены. Также не до конца ясно, кто и как будет преподавать новую дисциплину. Предполагается, что один педагог (чаще всего преподаватель истории или обществоведения) должен уметь адекватно изложить материал по всем трем модулям. Сможет ли учитель, несколько лет преподававший «Основы православной культуры» в воскресной школе, достойно изложить принципы светской этики? Сможет ли педагог, которого несколько лет готовили преподавать в школе историю религии, заниматься апологией религии? На эти вопросы пока нет ответа.
Решение президента было воспринято многими как компромиссное. Однако если рассматривать новую концепцию в контексте многолетней дискуссии, проступают некоторые нюансы. В частности, совершенно очевидно, что больше других от введения новой дисциплины выиграла Русская православная церковь, для иерархов которой продвижение «Основ православной культуры» в школу стало программной деятельностью, даже делом чести. По сути, государство нашло наименее конфликтный способ удовлетворить запрос РПЦ.
Необходимость преподавания религии в школе ставят под сомнение многие мусульмане и иудеи: их смущают светскость преподавателей (это один из принципов новой дисциплины), потенциальная маргинализация их детей в классе, перспектива межрелигиозных конфликтов в школе, качество школьного курса, учебников. Не вполне ясно, будет ли спрос на «Основы светской этики» (атеистов и агностиков вполне устроила бы история мировых религий).
Поезд тронулся, государство выступило в роли машиниста, Русская православная церковь – в роли VIP-пассажира, а прочие религиозные организации и общественные группы были вынуждены на ходу запрыгивать в плацкартные вагоны, чтобы не остаться на платформе и не наблюдать за тем, что будет происходить дальше, со стороны. Что именно будет происходить, покажет следующий год. Процесс уже пошел.