В глазах бастующих их работающие коллеги – штрейкбрехеры, которых стоило бы проучить за отказ участвовать в протесте. Фото PhotoXPress.ru
Вчера колонне водителей большегрузов, стоящих на выезде из Петербурга в связи со стачкой против системы «Платон», спешно требовались куриные яйца. Накануне 300 сырых яиц были брошены в проезжающих мимо водителей-штрейкбрехеров. Петербургские забастовщики решили быть более толерантными, чем участники стачки в некоторых других регионах, где в автомобили водителей, игнорирующих акцию протеста, бросали кирпичи.
На московской трассе сейчас стоит примерно 50 фур. В стачке в Петербурге, по данным Объединения перевозчиков России (ОПР), принимают участие около 700 большегрузов. Однако, как пояснил «НГ» секретарь-председатель петербургского отделения ОПР Сергей Владимиров, нет такого количества обочин, где все могли бы поставить машины: «Поэтому мы приняли решение: пусть они стоят на стоянках или около домов. Тем не менее движение активизируется, и акцию мы прекращать не собираемся». На днях вышел из-под ареста один из лидеров стачки Андрей Бажутин. В городе организован сбор средств на поддержку его семьи и на судебную защиту Бажутина.
Забастовка длится уже неделю. По словам Владимирова, у организаторов есть желание оценить экономические последствия акции, но нет достаточных сил для этого. Пока есть разрозненные сведения из разных источников – например, ходят слухи о стоящих в порту неразгруженных судах с бананами, для которых каждый день простоя чреват убытками. В некоторых гипермаркетах опасаются, что вовремя не будут доставлены продукты. Разумеется, в огромном городе с большим количеством фирм-перевозчиков грузопоток не заблокировать, даже остановив 700 фур. Пока протестующие пытаются вести воспитательные беседы с теми, кто не хочет бастовать. Беседы часто заканчиваются конфликтами, так что тема с бросанием яиц возникла не зря.
В ближайшие дни планируется народный сход, на котором забастовщики и сочувствующие собираются информировать петербуржцев о стачке и ее причинах. В этот раз политизированные круги поначалу отнеслись к шоферской активности довольно прохладно, памятуя об аналогичных событиях 2015 года, когда некоторые лидеры движения обвиняли политиков в том, что те хотят использовать их в своих целях. Тем не менее в самом начале стачки питерская «Открытая Россия» послала на московскую трассу свою делегацию, сняла о происходящем несколько видеороликов. Открытороссы и представители ПАРНАСа при участии беспартийных городских активистов проводят одиночные пикеты в поддержку дальнобойщиков. Есть контакт и с городским штабом Алексея Навального.
«У бастующих возникают политические требования, у них есть претензии не только к конкретным поборам, которые наносят им ущерб, но и к системе в целом. Давление на них сейчас более жесткое, чем прежде, но и люди растут», – оптимистически заявляет одна из участниц пикетов Евгения Литвинова из ПАРНАСа. Сергей Гуляев, известный городской политик (в 2016 году пытался пройти в депутаты от «Яблока»), так описывает ситуацию: «Стоящая на шоссе колонна креативна, это событие. Туда приезжают артисты, музыканты, им шлют приветствия. Нет агрессии и насилия, только кидание яиц. Зато требования намного жестче, чем в прошлый раз. Сейчас не дадут себя уболтать на разных встречах с губернаторами или думцами. Звучат голоса за отставку правительства и не только отмену «Платона», но и за расследование всех коррупционных схем и обстоятельств концессии».
Санкт-Петербург