На выезде из Финляндии автомобили теперь не только осматривают, но и фотографируют. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru
С первых дней года на финско-российских погранпереходах скапливаются очереди, порой состоящие из сотен машин. До сих пор это объяснялось естественными обстоятельствами, но на днях обнаружилась еще одна причина. В распоряжение СМИ попал внутренний приказ начальника Выборгской таможни №1448 «О фотографировании транспортных средств», подписанный перед Новым годом. Согласно документу, таможенники обязаны фотографировать изнутри и снаружи пикапы, фургоны, автомобили с прицепами и ряд других видов транспортных средств.
Делать это обязаны таможенные служащие на всех трех российско-финских автомобильных пунктах пропуска в Ленобласти.
Они называются «Торфяновка», «Светогорск» и «Брусничное». Фотографированию подлежат автомобили категорий В и С, в которых могут поместиться товары «в объеме больше 1 кв. м», также в распоряжении говорится: «На фотографиях транспортного средства (ТС) должно быть зафиксировано: вид ТС спереди и сзади с привязкой к местности, с обязательным отображением регистрационного номера... вид сзади и часть багажного/грузового отделения», а также «внутреннее пространство транспортного средства (салон, багажное отделение, грузовое отделение и отсек) и прицепа при его наличии». Снимки должны храниться 90 суток на файловом сервере таможенного поста.
Таможня не смогла ответить на вопрос, зачем понадобился новый приказ. Считается, что таким образом происходит борьба с контрабандой. Правила провоза товаров из Финляндии довольно строги. Так, сыра, молочных и мясных продуктов в заводской упаковке (причем мясопродукты не могут быть сырыми) можно провозить не более 5 кг на человека, алкоголя (без разницы, пиво это, вино или крепкие напитки) – до 3 л на человека. Что же касается товаров в сумме – общий вес не должен быть более 50 кг, а цена – не более 1500 евро.
Как в любой приграничной местности, часты попытки провезти товары сверх нормы либо запрещенные продукты (сырое мясо или рыбу). Кроме того, небольшой навар могут иметь люди, которые провозят разрешенную норму не для своих нужд, а по просьбе каких-либо коммерсантов, не желающих платить пошлины. Но никому, включая пресс-службу таможни, не ясно, чем тут могут помочь фотографии. Если контрабанда обнаружена – она обнаружена и так. Если человек легально ввозит разрешенные объемы – законом это не должно преследоваться, даже если он потом перепродаст их: это уже проблема не таможни, а других инстанций, бдящих за легальностью торговых операций. Если некий пикап за месяц пересек границу десятки раз и есть основания подозревать его водителей в жажде наживы – все равно непонятно, чем поможет база фотофиксаций в дополнение к обычной базе данных о пересечении границы. ФСБ, судя по публикациям, тоже не имеет точного представления о целях изданного приказа – ее сотрудники предполагают, что таможенникам «зачем-то это нужно».
Санкт-Петербург