Калининградские чиновники в очередной раз взялись за решение чуть ли не самой сложной для населения и экономики области проблемы – транспортной. Сухопутная связь региона с остальной территорией страны возможна только при наличии разрешений от МИДа Литвы, фактически выполняющих роль эрзац-виз и требующих наличия загранпаспорта. Воздушное сообщение затрудняется скачками цен на билеты в высокий сезон. Паромный маршрут Усть-Луга-Калининград, открытый еще в 2004 году, так и не стал масштабной альтернативой поездкам через территорию Литвы и Белоруссии. Сегодня на нем задействовано три судна, осуществляющие навигацию с середины весны до поздней осени.
31 января и.о. министра развития инфраструктуры Елена Дятлова сообщила, что РЖД готово сократить на полтора часа время в пути поездов, следующих калининградскими маршрутами. Сделать это предлагается за счет сокращения числа необорудованных переездов на пути следования составов. Ранее железнодорожники обещали к Чемпионату мира по футболу 2018 года сократить время поездки из Калининграда в Москву на 7,5 часов. Сегодня около тысячи километров поезд проходит за 20 часов. При этом много времени отнимают паспортный и таможенный контроль на четырех КПП, через которые проходит маршрут.
Также власти обещают навести порядок с продажей льготных билетов на авиарейсы. Ранее и.о. вице-премьера по финансам регионального правительства Эдуард Батанов, который переехал в Калининград из Санкт-Петербурга чуть более полугода назад, уже сетовал на сложности выезда из области летом. «Доступность железнодорожных билетов в Калининград летом никакая, – сказал чиновник. – В августе их не купить. Что же касается субсидируемых авиабилетов – информации на сайтах не найти. Предлагаются дорогие билеты. В Нью-Йорк дешевле слетать».
Елена Дятлова объяснила этот феномен тем, что авиакомпании и продавцы-посредники предпочитают придерживать субсидируемые из госказны билеты, предлагая пассажирам полет в обе столицы по ценам в 2,5-3 раза дороже. В результате в прошлом году не были использованы 100 млн руб. из субсидии в 462 млн руб., выделенных на дотирование доступных билетов в Калининград. В текущем году объем субсидий был уменьшен до 341 млн руб. Местные чиновники собираются наладить продажу дешевых билетов (3500 руб. до Москвы и 3800 руб. – до Петербурга) через Интернет, а также получить возможность в оперативном режиме отслеживать наличие субсидированных билетов, находящихся в распоряжении различных авиаперевозчиков.
Кроме того, в правительстве области мечтают о реанимации местной авиакомпании, которая могла бы в перспективе выйти на рынок международных перевозок. Пока же калининградцев и гостей региона больше волнует состояние взлетно-посадочной полосы и здания аэровокзала Храброво, находящихся в состоянии перманентной реконструкции. Левое крыло аэропорта планируют ввести в полноценную эксплуатацию летом этого года. С полосой ситуация сложнее: на сегодняшний день работы по ее модернизации для приема широкофюзеляжных самолетов выполнены только на 20%.