Игорь Пушкарев и Никита Белых сменили чиновничьи кресла на места за решеткой. Фото с сайта www.vl.ru и Reuters
В российской политике не так уж часто случается, чтобы силовики арестовывали высокопоставленных чиновников субъекта Федерации. Обычно антикоррупционная борьба останавливается на фигурах не выше вице-губернатора или касается отставников. Тренд, заданный в 2015 году громкими арестами губернатора Сахалинской области Александра Хорошавина и главы Коми Вячеслава Гайзера, в 2016 году был продолжен – сотрудники Следственного комитета России (СКР) совместно с коллегами из ФСБ задержали губернатора Кировской области Никиту Белых во время получения взятки. Фото с изображением обескураженного губернатора перед заваленным деньгами столом, с руками, окрашенными светящимся спецсоставом, обошло ведущие СМИ.
По данным следствия, кировский губернатор получил взятку в особо крупном размере на сумму 400 тыс. евро за действия в пользу Лесохозяйственной управляющей компании и Нововятского лыжного комбината. Правительство Кировской области, по данным следователей, должно было оказывать общее покровительство этим предприятиям и закрывать глаза на ход выполнения ими инвестиционных проектов. Задержание губернатора Кировской области мало кого оставило равнодушным. Сторонники власти ехидничали по поводу оппозиционного бэкграунда Белых (он некогда был председателем «Союза правых сил»), его вчерашние партийные соратники искали в деле какие-то несостыковки и странности. Защита Белых назвала случившееся провокацией, а деньги – «спонсорской помощью во внебюджетный городской фонд для реконструкции объектов в Кировской области».
В отличие от Кировской области у Владивостока гораздо большая история появления громких дел, в которых фигурировали руководители самого высокого ранга. Зачинателем «традиции» был мэр Виктор Черепков, затем по тому же пути пошли его сменщики Юрий Копылов и Владимир Николаев. Однако задержание следственно-оперативной группой СКР и ФСБ главы города Игоря Пушкарева после неожиданных обысков в мэрии Владивостока и еще по нескольким адресам все равно было неожиданным. По данным следствия, в 2009–2014 годах Пушкарев организовал приобретение предприятием «Дороги Владивостока» у группы компаний «Востокцемент» строительных материалов по завышенным ценам, получив за это не менее 45 млн руб. Как считают следователи, «Востокцемент» возглавляют и контролируют близкие родственники Пушкарева, а учредителем и собственником имущества «Дорог Владивостока» является администрация города. В Приморье проблемы Пушкарева объясняли не только объявленной федеральным Центром борьбой с коррупцией, но и конфликтом мэра с губернатором Владимиром Миклушевским. Мэр, который незадолго до ареста стал победителем праймериз «Единой России», свою вину отрицает.
И Белых, и Пушкарев переместились из чиновничьих кабинетов в московские СИЗО, один в Лефортово, другой – в Матросскую Тишину. И если кировский экс-губернатор (отстранен от должности президентом по причине утраты доверия) обещал подать жалобу на свое содержание под стражей, а также на уголовное преследование, градоначальник Владивостока (остается на своей должности), как сообщается, чувствует себя хорошо и на условия содержания не жалуется.