0
3844
Газета Регионы России Интернет-версия

31.10.2016 19:32:00

Наговицын и его принцип «заплатит сосед»

Тэги: бурятия, наговицын, экономика, энергетика


Губернатор Бурятии Вячеслав Наговицын сделал очередную попытку переложить неэффективность работы электроэнергетического комплекса республики на потребителей. Теперь «получателями» выступили жители и промышленность соседней Иркутской области. Глава Бурятии направил губернатору Иркутской области Сергею Левченко письмо, в котором предложил перейти на единое тарифное регулирование для двух регионов. «В случае перехода на единое тарифное регулирование для потребителей Иркутской области произойдет незначительное увеличение стоимости электроэнергии. При этом будет достигнуто значительное снижение конечной цены на электроэнергию для потребителей Бурятии», – говорится в сообщении на сайте республиканского правительства.

О вопиющей ситуации с электроэнергетикой в Бурятии сегодня не знает, пожалуй, только человек, который добровольно отказался от всех новостей. Республика Бурятия имеет один из самых высоких тарифов в Сибири: около 3-х рублей за кВт/ч. При этом в соседней Иркутской области электроэнергия стоит 0,97 рубля за кВт/ч. Создается впечатление, что причины такого положения дел – неэффективное управление и бесхозяйственное отношение к энергетическому комплексу. А также, по словам депутата Госдумы Николая Николаева, который разбирался с проблемой в период своей работы в центральном штабе ОНФ, то, что у такого формирования цены есть свои «интересанты». Возможно, по мнеию депутата, все дело в коррупции.

Причем некоторые «уши» торчат довольно заметно. В руководстве местной сетевой энергокомпании, тарифы для которой устанавливает правительство Республики, как пишет «Собеседник» (см. номер от 11.10.16), сидят родственники и близкие люди руководителя республики. Как пишет издание,«все усилия федерального центра по нормализации ситуации с тарифами местное руководство, похоже, особо не заинтересовали». Итог: сетевая составляющая в Бурятии почти в 2 раза выше, чем в среднем в других регионах. «Корень зла в том, что в Бурятии в тарифе три четверти – услуги сетевых компаний. Львиную долю этих услуг – более 70% – предоставляет сетевая компания «МРСК Сибири». Она включает в тариф необоснованные расходы и потери, отсюда и высокие тарифы», – пояснял, как сообщала «Лента.ру» (11.10.16), Сергей Иванов, депутат Горсовета Улан-Удэ и генеральный директор компании «Энком». Другой депутат Горсовета, Александр Калашников, говорил тогда же, что «мы говорим уже фактически о коррупционной составляющей, касающейся МРСК и правительства».

Любопытно, что в новом предложении губернатора Наговицына нет идеи передать бурятские сети в управление Иркутской области, которая, в отличие от региона-соседа, умеет им эффективно управлять и избегать потерь (что однозначно видно по тарифам). Нет там и просьбы проконсультировать или научить. Есть идея объединить очень высокие тарифы Бурятии с очень низкими в Иркутской области – и тем самым переложить свои зашкаливающие аппетиты на потребителей соседнего региона.

Перекладывать на соседей у бурятского главы получается неплохо. Ранее в этом году, Вячеслав Наговицын пролоббировал, чтобы Бурятия была включена в зону свободного перетока «Сибирь». Благодаря этому, с 1 января 2017 года цена киловатта на оптовом рынке должна снизиться аж на 27 копеек. Напоминаем, что в конечной стоимости электроэнергии в Бурятии львиную долю занимают сетевые тарифы, стоимость которых плюсуется к цене оптового рынка. А с ними «воз и ныне там».

К слову, предыдущие громкие обещания бурятского губернатора снизить энерготарифы вылились в беспрецедентное снижение на целых 6%. Которое также было реализовано через лобби-ресурс, а не стало результатом реальной работы, и в результате, чтобы региону, который возглавляет Вячеслав Наговицын, жилось хорошо, немного заплатили промышленные потребители Сибири.

Пиар-эффект от этого снижения, впрочем, продержался недолго. Правительство РФ продолжает настаивать на повышении эффективности сетевых мощностей, тем более что первое снижение было выдано авансом под это условие. Видимо, для формального выполнения поручений кабмина и была придумана очередная схема, которую Вячеслав Наговицын предложил Сергею Левченко. «Если населению планируют повысить тариф, то это чистейшей воды политический бред. Это говорит о полном отсутствии квалификации или компетенции тех, кто эту идею двигает. Это законно, но невозможно, потому что для этого нужны железная политическая воля, согласование с собственниками генераций, с властями двух регионов», – сказал Сергей Иванов.

При грубом расчете, при усреднении тариф в Бурятии упадет до 2,25 рубля за 1 кВт/ч, то есть снизится почти на 40%. При этом если в Иркутской области он вырастет до 2,25 рублей – то рост составит более 120%! Должны ли иркутяне платить за неэффективность работы властей соседнего региона? Очевидно, что нет. Помимо негативных эффектов для потребителей такие решения разваливают энергосистему в целом, считают в Минэнерго РФ. «Пробивая «исключения» - разваливаешь систему. Всегда», - утверждает в Facebook начальник отдела Департамента развития электроэнергетики Минэнерго Андрей Максимов, комментируя предложения главы Бурятии.

Чем же объясняет губернатор Наговицын свои намерения? Как обычно, в любой непонятной ситуации – ссылайся на Байкал. Великое озеро, находящееся на территории Бурятии, всё стерпит. Итак, Вячеслав Наговицын говорит в своем письме, что республика выполняет весь функционал по очистке Байкала и недопущению сбросов отходов в водоем. Эти мероприятия, якобы, требуют большого количества электроэнергии и ложатся дополнительным бременем на плечи жителей Бурятии, пишет Наговицын.

Логика здесь, мягко говоря, странная, и эксперты не видят связи между природоохранной деятельностью и тарифами. «Мероприятия по охране озера Байкал финансируются по соответствующей федеральной целевой программе из федерального бюджета. Региональные и местные власти в основном занимаются освоением средств, причем не всегда на пользу природе», – сказал Комиссии по экологии и рациональному природопользованию Общественной палаты Республики Бурятия, руководитель региональной группы общественного мониторинга ОНФ по проблемам экологии и защиты леса в Бурятии Евгений Кислов. Конкретные примеры: строительство дамбы в Нижнеангарске на берегу Байкала и ликвидация последствий деятельности Джидинского вольфрам-молибденового комбината привели к ухудшению экологической обстановки в городе Закаменск. В экономическом плане это даже выгодно: создаются рабочие места и поступают налоги, иронизировал он. Затраты на работу очистных сооружений несет бизнес, в том числе и теплоэнергогенерация. «Но это не такие большие расходы, что они могли как-то повлиять на увеличение энерготарифа. Ведь любая ГРЭС обязана снижать выбросы и очищать стоки. Дополнительных требований в этом плане на Байкальской природной территории нет», – добавил Евгений Кислов.

Заявления о защите Байкала выглядят тем более странными, если посмотреть на факты. Еще в мае этого года прокуратура выявила грубые нарушения при реализации Федеральной целевой программы по охране Байкала и внесла представление губернатору Наговицыну. По оценкам прокуратуры, нарушения при реализации ФЦП насчитывали около миллиарда рублей. В августе, как сообщается на сайте ОНФ (08.08.16), активисты организации выяснили, что Улан-Удэ сбрасывает в главный приток Байкала – реку Селенгу стоки, в которых содержание вредных веществ превышает предельно допустимые нормы в несколько раз: установлено троекратное превышение нормативов по взвешенным веществам, многократные превышения по азоту аммонийному, нитритам, нитратам, фосфору, хлоридам и сульфатам. «Генпрокуратура РФ после проведенной в конце прошлой недели проверки сообщила о том, что программа «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012–2020 годы» не реализуется должным образом, а хозяйственная деятельность промышленных предприятий и отходы представляют серьезную угрозу экологической безопасности озера Байкал», – отмечалось в сообщении ОНФ в августе.

Вот совсем свежие данные: Росприроднадзор 28 октября отчитался об итогах проверки, в ходе которой выявил более 100 нарушений природоохранного законодательства водопользователями Байкала. «Всего было проверено 14 очистных сооружений, и ни одно из них не достигает установленных нормативов», – говорится в сообщении Минприроды. Только по двум организациям (ООО «Сервис» и МУП «Водоканал» Улан-Удэ) суммарный размер вреда превысил 3 миллиона рублей.

Очистные сооружения в Бурятии устарели физически и морально, не соответствуют современным требованиям, считает Евгений Кислов. «В основной приток Байкала – Селенгу сточные воды поступают не только с превышением допустимых норм по ряду компонентов, но и без обеззараживания. На ремонт очистных тратятся большие средства без серьезного улучшения ситуации, в то время как необходима серьезная реконструкция, фактически строительство новых очистных фильтров. Из федерального бюджета отпускаются большие средства на охрану озера Байкал, но местные органы власти не могут подготовить вовремя документы для финансирования реконструкции очистных фильтров», – сказал он.

Для справки: ФЦП охраны Байкала на 2012–2020 годы предусматривает финансирование из федерального бюджета в размере 48,4 млрд рублей. Так что на самом деле охраной Байкала никто не занимается, добавил Сергей Иванов. «Только на словах. Все очистные сооружения Бурятии находятся в критическом состоянии», – сказал он.

Так что говоря о «важной миссии поддерживать экологическую чистоту на огромной территории водосборной зоны Байкала путем создания и содержания многочисленных объектов, обеспечивающих эффективную очистку сточных вод и снижение выбросов вредных веществ в атмосферу», губернатор Наговицын, судя по имеющимся фактам, изрядно лукавит. А очередная попытка снизить тарифы в Бурятии «за счет соседа», создается впечатление, лежит полностью в русле качества управленческих решений Вячеслава Наговицына. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
1074
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
1327
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
1209
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
1192

Другие новости