На центральной площади Гукова в поддержку голодовки шахтеры и их семьи организовали бессрочный пикет. Фото Вячеслава Прудникова
Сразу несколько десятков донских горняков начали массовую голодовку. Шахтеры предприятий компании «Кингкоул» требуют погашения задолженности по заработной плате, которая на сегодня составляет около 300 млн руб., и обеспечения бесперебойной выдачи пайкового угля. Как заявила «НГ» участница акции протеста Татьяна Авачева, сегодня число голодающих увеличится вдвое – до 120 человек. Руководитель акции протеста – шахтер-ветеран Валерий Дьяконов решением суда ранее был отправлен под домашний арест и к моменту подписания номера не знал, оставят ли его в больнице, где он провел последние пару дней, или отправят в СИЗО.
Шахтеры, которые трудились на шахтах компании «Кингкоул» из городов Гуково, Зверево и Красный Сулин, не могут получить заработную плату уже более полутора лет. «Кингкоул» – группа компаний, управляющая шахтами в Ростовской области и Приморском крае, некоторые ее организации находятся на разной стадии банкротства. На директора «Кингкоул» Владимира Пожидаева в сентябре 2015 года было заведено уголовное дело по факту невыплаты заработной платы свыше двух месяцев и злоупотребления полномочиями.
«Голодовку каждый будет проводить по своему адресу. Мы отказываемся от полицейского надзора и медицинского наблюдения – к помощи медиков решено обращаться только в экстренных случаях», – сказала «НГ» Татьяна Авачева. Параллельно в поддержку голодающих на центральной площади Гукова каждый день будет проходить бессрочный пикет. Несмотря на аномальную жару, установившуюся в регионе (температура воздуха регулярно доходит до 40 градусов), в акции участвуют более 200 человек. Вместе с шахтерами на площади выходят их жены.
Донские шахтеры начали бессрочную акцию протеста в центре Гукова 21 июня. Как уже сообщала «НГ» (26.07.16), более 2 тыс. горняков, которые трудились на шахтах компании «Кингкоул», из Гукова, Зверева и Красного Сулина не получают заработную плату и пайковый уголь и не могут добиться помощи в этом деле ни от региональных, ни от федеральных властей. «Мы будем биться до конца, – говорит Татьяна Авачева. – Нас грабили незаконно, а теперь, по всей видимости, хотят рассчитываться по закону, а это значит, мы не получим ничего, потому что все шахты уже давно разграблены и выставлять на торги практически нечего. Например, на градообразующей для города Гуково шахте «Замчаловская» оборудование разворовано, остались только копры и подъемные машины. А административное здание, которое выставлено на торги за 50 млн, вряд ли будет продано». Оставшись без средств к существованию, многие шахтеры не в состоянии оплачивать коммунальные услуги и взятые кредиты. «Нашей вины в неспособности платить нет! Вся вина лежит на ворах, жуликах, государстве, которое позволило обворовать нас», – отмечают участники акции.
Горняки начали голодовку без своего лидера – коммуниста, ветерана-шахтера Валерия Дьяконова. В пятницу суд Красносулинского района своим решением взял его под домашний арест, поскольку тот с февраля проходит обвиняемым по уголовному делу об угрозах убийством представителю власти. По версии следствия, пенсионер осенью 2015 года вошел в кабинет к чиновнику администрации Зверева и потребовал у него решить жилищные проблемы многодетных матерей города. Свою просьбу ветеран якобы подкрепил демонстрацией газового пистолета.
Во время заседания суда по делу Дьяконова судья четыре раза отклоняла ходатайство прокуратуры о принудительном доставлении пенсионера в суд, поскольку тот плохо себя чувствовал и не мог присутствовать на слушании. Активиста все же принудительно доставили на заседание, где ему снова стало плохо. Судья зачитала Дьяконову постановление о домашнем аресте, и бывшего шахтера вернули домой, откуда ночью он был доставлен в больницу – в надетом сотрудниками ФСИН браслете. Вчера Валерий Дьяконов сообщил «НГ», что в момент работы журналистов над текстом решается вопрос о его выписке из больницы. Если она будет произведена, то под конвоем активист будет доставлен в суд, который, по всей видимости, теперь изменит ему меру пресечения и отправит его не под домашний арест, а в СИЗО.
По мнению лидера фракции КПРФ в областном Законодательном собрании Евгения Бессонова, случай с Валерием Дьяконовым демонстрирует, как власти разбираются с неугодными. «Донские коммунисты расценивают помещение активиста под домашний арест как попытку давления на шахтеров, которые решили начать голодовку с требованием выплатить долги по зарплате, – сказал Евгений Бессонов. – Во всех шахтерских городах начинаются акции в защиту Валерия Дьяконова – бывшего шахтера, который под землей подорвал здоровье, а сейчас отстаивает права других горняков».
Ростов-на-Дону