Таксист Дмитрий Козлов после беседы с омскими чиновниками решил прекратить голодовку. Фото с сайта www.omskzdes.ru
Весной, когда вместе с талым снегом в Омске по традиции с дорог сошел и асфальт, по городу оказалось невозможно проехать. Даже автолюбители со стажем не смогли вспомнить, когда еще дороги находились в столь плачевном состоянии. К десяткам пробитых колес добавились еще и полноводные реки, в которые превратились магистрали. Хотя администрация Омска регулярно все это время отчитывалась о том, что уборка улиц, вывоз снега и противопаводковые мероприятия идут в плановом порядке и с должной эффективностью.
Состояние городских улиц возмутило даже губернатора Виктора Назарова, который обычно старается избегать публичных разносов чиновников. «Люди ходят по колено в воде, ездить стыдно стало, – сказал Назаров мэру областного центра Вячеславу Двораковскому на заседании регионального правительства. – Приведите город в порядок». На это градоначальник лишь заявил в кулуарах журналистам, что ему «смысл этого спектакля непонятен». Это породило очередные слухи о новом конфликте города и области.
Противостояние предыдущих мэра и губернатора закончилось уходом градоначальника Виктора Шрейдера в Госдуму в 2011 году. Через полгода ушел на пенсию и тогдашний глава региона Леонид Полежаев. Федеральное Министерство финансов предлагало еще в период их правления привести к 300-летию Омска городские дороги в порядок. На эти цели из бюджета страны готовы были выделить более 600 млн руб. Однако пять лет назад в правительстве области заявили, что «коррупционный режим» непокладистого мэра поощрять не намерены, и от предложенных денег отказались.
Пиком возмущения горожан состоянием дорог стала акция таксиста Дмитрия Козлова, который в начале прошлой недели заперся в машине у здания мэрии и объявил голодовку. Чиновники смогли уговорить его уехать только приглашением на заседание оперативного штаба и участием в рейде по ремонтируемым дорогам. Таксист увиденным и услышанным остался недоволен. По мнению Козлова, мэрия ремонтирует малозначимые улицы, а не те магистрали, по которым ездит большинство омичей. Однако голодовку он все же возобновлять не стал. Зато у городской администрации теперь появился знак, запрещающий парковку (нарушителям грозят эвакуатором), чиновники завели паблик в социальной сети для разъяснений, а мэр вынужден был ответить на накопившиеся вопросы в прямом эфире.
На связь с омичами Двораковский вышел в минувшую субботу. «Ситуация с дорогами не катастрофическая, но критическая, – сказал градоначальник. – Фраза о том, что в Омске такого еще не было, имеет право на жизнь». Причинами сложившейся ситуации Двораковский назвал многолетнее недофинансирование, отсутствие нормальной ливневой канализации и аномальную погоду. Он предложил вспомнить октябрь прошлого года, когда за день выпала месячная норма снега: «Чуть ли не до января температура колебалась между плюсом и минусом. Все мы знаем, как это влияет на асфальто-бетонное покрытие».
«Снять самые болевые точки» на дорогах мэр пообещал к 12 апреля, а аварийный ремонт полностью завершить к концу месяца: «Дальше приступаем к ремонту дорог, на который в этом году выделена беспрецедентная сумма из областного бюджета (643 млн руб.). 34 млн руб. выделяет городской бюджет».
Всего за лето планируется отремонтировать 21 дорогу. В этот список попали магистрали, находящиеся в наиболее плачевном состоянии, – проспект Мира, улица Лукашевича, Иртышская набережная и Соборная площадь. В планах чиновников завершить основные ремонтные работы к 300-летию города, которое будет отмечаться в августе.
Политолог Михаил Андреев обращает внимание на то, что Двораковский не стал брать ответственность на себя: «Виноваты все, кроме ответственных лиц города, – предшественники, отсутствие ливневой канализации и погода. Градоначальник чаще всего только и делает, что оправдывается. Никаких эффективных управленческих шагов по решению проблем не предпринимается. Многое говорит о том, что даже губернатор призвал Двораковского повлиять на своих подчиненных».
«Состояние омских дорог не выдерживает никакой критики, – считает бывший мэр города, депутат Госдумы Виктор Шрейдер. – Но не стоит сейчас определять, кто прав, а кто виноват. Надо решать задачу по восстановлению этих дорог. Многие проблемы позволит решить транш, который выделен областью на ремонт дорог в региональной столице».
Урбанист Борис Ибраев напоминает, что 60% омских дорог не соответствуют нормативам: «Это официальные цифры, которые не раз называла и ГИБДД, хотевшая из соображений безопасности закрыть магистрали. Чтобы привести в порядок асфальтовое покрытие в городе, нужно 8 млрд руб. Это половина муниципальной казны. Еще столько же надо на строительство нормальной «ливневки». Ежегодно на содержание и ремонт дорог нужно закладывать в бюджете города по 2,5 млрд руб. Вместо этого закладывается по 500 млн. Вот и результат. Омск – единственный в России миллионный город, где до сих пор применяется малоэффективная и устаревшая технология ямочного ремонта».
Омск