Падение уровня воды в реке Дон создает риски для судоходства. Фото Александра Владимирова
В Интернете проходит сбор подписей под петицией против строительства Багаевского гидроузла на реке Дон. К сегодняшнему дню ее подписали около тысячи человек. Документ адресован президенту Владимиру Путину, генеральному прокурору Юрию Чайке и министру транспорта РФ Максиму Соколову. «Плотина окончательно уничтожит всю ценную донскую рыбу вместе с Багаевским рыборазводным заводом, подтопит несколько населенных пунктов, и, главное, один из самых красивых участков реки с заповедными островами и песчаными пляжами превратится в заросшее камышом болото с фарватером», – пишут авторы петиции на сайте www.change.org.
По информации правительства Ростовской области, завершить строительство Багаевского гидроузла предполагается в 2020 году. Этот срок обозначен в Стратегии развития внутреннего водного транспорта России до 2030 года, которую 29 февраля с.г. утвердил премьер Дмитрий Медведев. Проект включает в себя строительство судоходного шлюза, рыбопропускных сооружений, плотины, инженерных сооружений, предназначенных для защиты от затопления и подтопления территорий. Общий объем затрат на стройку составит 22 млрд руб. Планируется, что ввод гидроузла в эксплуатацию обеспечит безопасные условия судоходства и максимальное использование провозной способности транспортного флота.
Строительство гидроузла окончательно погубит Дон, уверен руководитель фракции «Справедливой России» в региональном парламенте Сергей Косинов. «Видно невооруженным глазом, как сильно обмелел Дон, – сказал депутат «НГ». – Перевозчики теряют миллиарды рублей на том, что суда с низкой посадкой и большим водоизмещением просто не могут пройти по обмелевшему руслу». По словам Косинова, фракция эсэров провела заседание с участием ученых и представителей общественных организаций, на котором проекту был вынесен отрицательный вердикт.
«Процессы обмеления Дона начались после того, как в 1952 году построили Цимлянское водохранилище, – говорит парламентарий. – Это ли не печальный пример? Сегодня в области катастрофически падает уровень воды в реке Дон. Из-за обмеления главной водной артерии пострадал турбизнес: перестали ходить круизные теплоходы, все меньше становится рыбы – нет белуги и осетра, теперь могут исчезнуть рыбец и шемая. К тому же Дон давно не чистят, как это было в советские времена. Береговая зона прямо вплотную к воде активно застраивается предприятиями и ресторанами. А ведь еще старики говорили, что к реке нельзя приближаться на 100 м, не говоря уже о 25-метровой береговой зоне». Нехватку воды уже не первый год ощущает на себе и население, особенно в горняцких городах Шахты, Новошахтинск и в соседних поселках, куда летом воду доставляли в цистернах.
По словам ростовского политолога Василия Петрова, ряд специалистов считают, что Цимлянское водохранилище в ближайшие годы погибнет, как погибло в свое время Аральское море. Последствия могут быть трагическими – ведь на берегу водохранилища стоит Ростовская АЭС, сегодня там ведется строительство уже четвертого энергоблока.
С момента появления идеи строительства Багаевского гидроузла со стороны общественных активистов и экологов появилось множество аргументов против проекта. Внимание акцентируется в первую очередь на ущербе экологии поймы Нижнего Дона, который охраняется Рамсарской конвенцией. Гидроузел нанесет ущерб государственному природному заповеднику «Ростовский». Веским аргументом является и низкий экономический эффект проекта: в 2013 году срок окупаемости проекта оценивался в 54 года.
«Вопрос строительства Багаевского гидроузла на реке Дон считаю нерешенным, – говорит Сергей Косинов. – Веское слово должны сказать ученые. Население должно быть уверено, что очередное сооружение на реке не сотрет название «Дон» с географической карты».
Ростов-на-Дону