Российские дальнобойщики стоят в очереди на паром в Клайпеде по пять-шесть суток. Фото с сайта www.lietuvosdiena.lrytas.lt
В Калининградской области 21 февраля будет запущен паром Балтийск–Зайсниц, который должен помочь решить проблему с закрытием польской территории для российских грузовых фур (см. «НГ» от 02.02.16). Решение об этом принято 15 февраля на совещании в региональном правительстве под председательством главы ФБУ «Росавтотранс» Алексея Двойных. Конфликт между РФ и Польшей вокруг «дозволов» – разрешений на проезд для польских и российских транспортных компаний – продолжается уже полтора месяца.
Наиболее оптимистичные эксперты рассчитывают на достижение компромисса к апрелю, указывая, что день простоя обходится польским дальнобойщикам в 1,5 млн долл. Не в лучшем положении оказались и их российские коллеги.
Россия и Польша не могут договориться по поводу квот на перевозки грузов по территориям двух стран. В выигрыше от происходящего оказались литовские и белорусские транспортники, предоставляющие свои склады и стоянки для перевалки грузов с польских машин на российские и наоборот. Морской паром в Клайпеде уже несколько десятилетий не испытывал такого наплыва желающих обойти Польшу по Балтике. Российские дальнобойщики стоят в очереди по пять-шесть суток.
В Калининградской области значительная часть предприятий сумела сохранить партнерские связи с Польшей вопреки войне санкций. Поток запчастей и комплектующих из Польши несколько уменьшился под давлением падения курса рубля, но не иссяк. Поэтому местный бизнес проявляет нервозность в связи с олимпийским спокойствием Москвы, на сей раз решившей взять польских партнеров измором. В такой ситуации открытие новой паромной линии Балтийск–Зайсниц, по которой из России в Германию будут отправляться по три судна еженедельно, выглядит попыткой прорвать транспортную блокаду российской Прибалтики за счет морской акватории.
Решение далось нелегко, что во многом обусловлено судьбой другой паромной переправы: Усть-Луга–Балтийск. С помпой открытая 12 лет назад линия больше 10 лет оставалась планово-убыточной, так как грузоотправители предпочитали использовать более дешевый и быстрый сухопутный маршрут. От полного закрытия маршрут спасли стратегические соображения: морем можно беспрепятственно перебрасывать военную технику и личный состав в Калининградский оборонительный район. Положение изменила девальвация рубля, так что 2015 год паром на Усть-Лугу закрыл без убытков. Планируя прокладку маршрута от Калининградской области до Германии, чиновники больше всего опасаются, что после прекращения спора Польши и РФ паромы будут ходить полупустыми. Поэтому вопрос с морским транзитом надо было решать быстро, чтобы приучить дальнобойщиков к новому маршруту в Центральную и Западную Европу, который должен сохранить привлекательность и после достижения компромисса в очередном раунде российско-польской автотранспортной войны.
Калининград