Общественная палата РФ (ОП) по итогам состоявшихся слушаний подготовила ряд рекомендаций, касающихся возможного введения ограничений на использование ПЭТ-тары при разливе алкогольной продукции, однозначно не поддержав проект соответствующего закона. На прошлой неделе документы были направлены министру экономики Алексею Улюкаеву, главе Федеральной антимонопольной службы Игорю Артемьеву и спикеру Госдумы Сергею Нарышкину.
В ходе прошедших в начале декабря слушаний участники мероприятия обсуждали принятый в первом чтении законопроект о госрегулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции. Документ подвергся тщательному анализу, к которому были привлечены не только члены Общественной палаты, но и представители науки, здравоохранения, а также экологических, общественных и отраслевых организаций.
По мнению экспертов, большинство предложений сторонников законопроекта нецелесообразны с экономической точки зрения, некоторые противоречат всякой логике, а сам законопроект носит дискриминационный характер. В частности, в существующей редакции предлагается запретить разливать алкогольную продукцию в ПЭТ-тару объемом более 0,5 литра. Вместе с тем на стеклянные бутылки, к примеру, такие ограничения распространять не планируется. О чем, кстати, представители пивной отрасли, производства и переработки ПЭТ писали и председателю правительства Дмитрию Медведеву.
Другой важный момент: инициаторы законопроекта подвергают сомнению безопасность ПЭТ-упаковки, не представив, однако, ни одного веского доказательства. Вместе с тем, как отметил присутствовавший на слушаниях представитель Роспотребнадзора Геннадий Иванов, никаких нарушений в ПЭТ-таре не обнаружено. Оценки о безвредности также дала Испытательная лаборатория Центра гигиены и эпидемиологии (Москва), PIRA International Ltd. Campden BRI (Великобритания), исследовательский центр Eurofins (Франция) и многие другие структуры. Все это в совокупности полностью развенчивает миф о вреде, который ПЭТ якобы наносит здоровью человека.
Обратили участники слушаний внимание и на экологию производства и переработки ПЭТ. По сравнению со стеклянными бутылками изготовление ПЭТ-тары требует в 2,4 раза меньше энергии, в процессе утилизации образуется в 2,5 или в 15 раз меньше отходов, в 4,3 раза меньше парниковых газов. При этом переработке подлежит 100% ПЭТ-тары, а затраты весьма незначительны.
Отдельным пунктом в описательной части рекомендаций указаны негативные последствия запрета разлива пива в ПЭТ-тару объемом более 0,5 литра, на котором настаивают инициаторы законопроекта. В частности, это приведет к 30-процентному снижению спроса на данный вид упаковки, поставит отрасль по производству ПЭТ за грань рентабельности, уменьшатся налоговые отчисления в госбюджет, сократится число рабочих мест. Кроме того, данный процесс приведет к кризису и в ряде других отраслей – согласно статистике, одно рабочее место в нефтехимии создает дополнительно 4,5 рабочих места в экономике РФ. Так, 12% ПЭТ-тары для потребительских товаров идет на расфасовку молочных продуктов, 30% – на разлив минеральной и питьевой воды, 6% – для пищевых масел. Поэтому отказ от недорогой ПЭТ-упаковки неизбежно приведет к росту розничных цен, а также к закрытию большого числа предприятий малого и среднего бизнеса.
Учитывая эти, а также другие аргументы, ОП выработала ряд рекомендаций. ФАС предлагается рассмотреть законопроект о госрегулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции с точки зрения нарушения антимонопольного законодательства, так как он производителей ПЭТ-упаковки объемом более 0,5 литра ставит в заведомо невыгодное положение. Данный момент, который прописан в заключении ОП РФ по результатам общественной экспертизы проекта федерального закона, является одним из ключевых противоречий в законопроекте. Минэкономразвития и другим министерствам рекомендуется учесть позицию ОП при составлении официального отзыва правительства РФ на законопроект. В свою очередь, Госдуме предлагается провести открытые парламентские слушания по доработанному ко второму чтению проекту федерального закона с учетом позиции ОП. Как отмечается в рекомендациях, предлагаемое регулирование не позволит достигнуть декларируемых целей.
«Эта проблема затрагивает особенно малый и средний бизнес, который как раз в этой таре производит довольно приличный сегмент пива, – сказал «НГ» председатель комиссии ОП РФ по развитию малого и среднего бизнеса Дмитрий Сазонов. – Это именно российские производители. Что касается аспекта, связанного с алкоголизацией, то большинство экспертов сходятся на том, что законопроект никак не направлен на деалкоголизацию. Потому что если сравнивать стоимость одного грамма алкоголя в пиве и в крепких напитках, то в пиве он в восемь раз дороже».
Определенные сдвиги уже есть – министерства относятся к указанному законопроекту весьма настороженно. «Решение вопроса о запрете ПЭТ-упаковки должно учитывать интересы общества, государства и предпринимателей. Введение полного запрета может оказать негативное влияние на конкурентную среду на рынках оборота алкогольной продукции, упаковки, а также рынки смежных отраслей, что, в свою очередь, может привести к серьезным социально-экономическим последствиям» – такова официальная позиция ФАС, размещенная на сайте ведомства.
А в Минэкономразвития подчеркивают, что в законопроекте не было представлено достоверных данных о вреде здоровью потребителей алкогольной продукции в ПЭТ-упаковке. Кроме того, оценка регулирующего воздействия выявила избыточность ограничения на использование ПЭТ-тары.