В нашумевшей истории о перестрелке в центре столицы появились новые детали, которые проливают свет на истинную причину произошедшего 14 декабря 2015 года у входа в кафе Elements. Показания хозяйки заведения Жанны Ким и действия Пресненского суда, избравшего меру пресечения трем участникам событий, полностью меняют первоначальную версию, прозвучавшую во многих в СМИ.
Адвокату Эдуарду Буданцеву, бывшему заслуженному сотруднику правоохранительных органов, ставшему ключевым участником перестрелки 14 декабря, Пресненский суд избрал меру пресечения в виде помещения под домашний арест. В то же время других участников событий, практически неделю считавшихся потерпевшими в этой запутанной истории, переквалифицировали в обвиняемых. Одного из них, Эдуарда Романова, уже поместили в СИЗО. Второму бывшему потерпевшему, Андрею Кочуйкову, которого СМИ называют криминальным авторитетом по кличке «Итальянец», суд изберет меру пресечения сегодня, 21 декабря 2015 года. Его адвокат уже поспешил заявить, что Кочуйков болен туберкулезом. Кочуйков и Романов практически неделю с момента перестрелки представлялись вымышленными именами Иванов и Петров и вводили общественность в заблуждение.
Разобраться в истории, в результате которой было ранено 8 человек и погибли 2, позволяют показания хозяйки заведения Жанны Ким. Она рассказала следователям и СМИ, что причиной стрельбы стала попытка силового захвата заведения бандитами. Поводом для попытки захвата послужил спор по поводу долга перед подрядчиками.
Как рассказывает «Комсомольская правда» (21.12.15), по словам Ким, сама идея начать сотрудничество с дизайнером Фатимой Мисиковой уже была ошибкой. В 2014 году с ней был заключен устный договор на разработку дизайна и проведение ремонтных работ бара Keanu на Малой Бронной и кафе Elements на Рочдельской улице. За работу Ким передала Мисиковой 600 тыс. долл. авансом. Запуск объектов затянулся, и в итоге заведения открылись с недоработками по части дизайна. Ким заподозрила Мисикову в хищении денег, запланированных на оплату труда рабочих, и расторгла отношения.
После этого, утверждает Ким, со стороны Мисиковой к ней стали приходить подозрительные личности и требовать деньги за работу, которые им не выплатила дизайнер. За день до перестрелки юристу Ким поступило предложение провести переговоры о необходимости решения судьбы долга. Ресторатор отказалась встречаться в незнакомом месте с непонятными людьми и пригласила гостя в ресторан Elements для прояснения ситуации. На следующий день вместо вежливого и изъясняющегося юридическим языком мужчины в кафе заявилась Мисикова и агрессивно настроенные «решалы». По словам хозяйки заведения, на улице в тот момент находились люди, одетые как в фильмах про бандитов. Как показали дальнейшие события, худшие предчувствия Ким сбылись.
Агрессоры стали требовать деньги – один миллион семьсот тысяч рублей, сумму, которую дизайнер Мисикова осталась должна рабочим. Ресторатор успела нажать тревожную кнопку, по которой на вызов приехали сотрудники охранной организации «Диктатура закона», с которой работает Elements. «Вместе с тревожной кнопкой я также вызвала полицию. Приехавший наряд из двух офицеров в форме, поговорив с людьми в «трениках», покинул место будущей драмы», – говорит владелица ресторана.
При этом Жанна Ким не оставляла попытки вызвать полицию. После очередного звонка по номеру 112 приехал сотрудник ОВД «Пресненский», представившийся Ильдаром. Он вскоре также уехал, проверив у всех участников событий документы. «После того, как сотрудник правоохранительных органов Ильдар покинул заведение, на помощь бандитам прибыло подкрепление со стороны тех, от кого больше всего не ожидаешь. Снова приехали люди, представившиеся сотрудниками правоохранительных органов, которые вместо того, чтобы помочь нам, выступили на стороне бандитов, вымогающих у нас деньги», – вспоминает шокирующие подробности хозяйка заведения.
«Для меня остается загадкой, почему в тот вечер полиция вела себя таким образом, а какие-то силовики, чью принадлежность к определенному ведомству я точно определить не могу, приехали оказать помощь людям, вымогающим у нас деньги», – вспоминает Ким. Подкрепление, прибывшее на помощь к вымогателям, заблокировало все выходы из заведения. Начался разговор на повышенных тонах, который переместился на улицу. По словам Ким, благодаря самоотверженной работе сотрудников «Диктатуры закона» агрессоров удалось увести из зала. Это дало возможность посетителям покинуть кафе. Дизайнер Мисикова и представитель строительной организации сбежали. «Кто-то из персонала увидел через окно оружие у людей, окружавших здание. Мы сумели забаррикадироваться в ресторане и спрятались в подсобку в тот момент, когда на улице раздались выстрелы», – вспоминает Ким.
«Мы с сотрудниками ресторана сидели в подсобке и молились. В этот момент я думала только о своих детях, как они вырастут, если останутся без матери? Потом послышался гул сирен. Выстрелы стихли», – вспоминает случившееся хозяйка ресторана.
«Я очень благодарна адвокату Буданцеву и его коллегам, так как считаю, что он спас всем нам жизнь. Наши защитники не побоялись этого бандитского отродья, несмотря на то, что значительно уступали им в количестве людей», – резюмирует хозяйка Elements.
В результате силового захвата заведения удалось избежать. Предположения о том, что пострадавшими в истории были не обычные сотрудники ЧОП, а бандиты, начали находить свое подтверждение, когда на рассмотрении в Пресненском суде меры пресечения стали известны настоящие имена задержанных – Романов и Кочуйков.
Также в Пресненском суде прояснились причины стрельбы, попавшей на видео. Подробности заседания раскрывает BFM.RU (19.12.15). По словам 50-летнего сотрудника «Диктатуры закона», адвоката Эдуарда Буданцева, он вынужден был стрелять из личного наградного пистолета, спасая свою жизнь и здоровье товарищей. К тому моменту ему в лицо уже выстрелили из травматического оружия люди, приехавшие вымогать долг у Жанны Ким. «Показания Буданцева подтверждаются материалами дела и результатами осмотра места происшествия», – отметил 18 декабря 2015 в Пресненском суде следователь Андрей Супруненко.
«Я и не предполагал, что обычный выезд к клиентке может превратиться в такое, что к маленькой беззащитной женщине приедут с такими разборками», – сказал Буданцев. По словам ветерана правоохранительных органов, 14 декабря Жанна Ким сообщила ему по телефону, что ее «пытаются загрузить в багажник». Когда во время разговора на повышенных тонах у входа в кафе Elements Буданцева принялись избивать, экс-силовик испугался за свою жизнь после услышанных слов: «Надо взять автомат и стрелять этих гадов». «Решение надо было принимать быстро. Этому меня учили, я охранял высших должностных лиц государства», – сказал Буданцев, который во времена СССР служил в КГБ в личной охране Эдуарда Шеварднадзе. По словам ветерана, он открыл огонь на поражение, когда у него один глаз уже не видел, а второй – заплыл. «Для меня это возврат в 90-е. Я всю жизнь защищал людей, у меня десятки спасенных заложников, боевые операции, потеря друзей», – объяснил суду свои действия юрист.
Адвокаты Эдуарда Буданцева заявили, что намерены обжаловать в Мосгорсуде принятое решение о домашнем аресте своего подзащитного до 16 февраля 2016 года.