0
1578
Газета Регионы России Интернет-версия

08.12.2015 00:01:00

Перспективное партнерство

Тэги: грузовые перевозки, гчп, частные инвестиции


Государство и частный бизнес, как показывает опыт ведущих стран мира, могут находить общий язык. Не случайно аббревиатура ГЧП (государственно-частное партнерство) звучит все чаще и в России. Речь идет о сотрудничестве государства и инвесторов в целях привлечения в экономику частных инвестиций. Как правило, проекты ГЧП – это стратегические проекты.

Дело не только в том, что в рамках подобного партнерства происходит объединение ресурсов государства и частного бизнеса. Важным фактором успеха является распределение рисков между государством и инвесторами. Что в условиях экономического кризиса, когда инвесторы опасаются возможных убытков, обеспечивает достижение максимального социально-экономического результата.

Баланс интересов и конструктивного взаимодействия государства и инвесторов является необходимой базой для устойчивого развития экономики страны. Словом, ГЧП является эффективным способом привлечения инвестиций, способствует росту экономики, улучшает и развивает инфраструктуру.

В мировой практике известно множество фактов реализации стратегических проектов на основе применения механизма ГЧП. К примеру, в строительство автомагистрали SR125 в Калифорнии государством было вложено 773 млн долл. Для частного партнера единственным источником возмещения потраченных на реализацию проекта средств является оплата проезда по магистрали.

В РФ один из самых крупных в последние годы проектов ГЧП – разработка и внедрение системы «Платон». На «Платон» государство не израсходовало ни копейки. 29 млрд руб., потраченных на разработку системы, – частные вложения. Система уникальна и не имеет аналогов в мире. «Платон» охватывает 50 тыс. км федеральных трасс и около 1,8 млн транспортных средств. Собранные средства напрямую поступают в Дорожный фонд (по предварительным оценкам, около 40 млрд руб. в год), то есть идут на ремонт и строительство дорог.

Плата оператору осуществляется за счет средств, собранных системой. Более 90% идет на обслуживание системы, текущий ремонт оборудования, компенсацию затрат, возврат кредитов.

«Платон» – крупнейший IT-проект в России в настоящее время. Центр обработки данных расположен в Твери, обладает сертификатом отказоустойчивости TIER III и находится в собственности государства. Информация шифруется отечественными средствами, все исходные коды принадлежат государству. Отключить систему извне невозможно.

«Принцип ГЧП заключается в том, что государство совместно с компаниями учреждает и реализует какой-либо проект, – сказал «НГ» известный экономист Никита Кричевский. – Если говорить о «Платоне», нужно учитывать российскую специфику. Безусловно, желающих реализовать этот проект было бы превеликое множество. Но я абсолютно убежден в том, что эту систему нужно было доверить тем структурам, которые проверены на реализации каких-либо крупных проектов. А «Ростех» и компании Ротенбергов – те организации, которым доверяют на 100%. Потому что «Ростех» – это оборонка, а компании Ротенбергов успешно реализуют в стране самые разнообразные мощные проекты. Нужен был контрагент, который смог бы совершенно точно реализовать этот план».

По мнению собеседника «НГ», следовало ожидать, особенно в условиях отечественной специфики, что будут какие-то проблемы, недоработки, появятся нарекания. «Но в общем система работает, – говорит Кричевский. – По моим представлениям, сборы в ходе функционирования «Платона» будут в несколько раз выше заявленных как минимум. Это я так аккуратно говорю, потому что мы имеем дело с огромным серым рынком, на который, к примеру, в республиках Северного Кавказа приходится до 80–90% всего автопарка».

Кстати, о сером рынке, упомянутом экспертом. Общее количество зарегистрированных транспортных средств массой свыше 12 т превысило 600 тыс. При этом 60% машин принадлежит юридическим лицам, около 13% – индивидуальным предпринимателям, 18% – физическим лицам и 9% – иностранцам. При этом физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, из всей базы зарегистрированных в РФ подобных транспортных средств принадлежит почти половина таких машин. Иначе говоря, физическим лицам принадлежит почти половина упомянутых транспортных средств, но в реестре «Платона» этот показатель составляет только 30%.

То есть 12-тонники используются физлицами для осуществления предпринимательской деятельности. При этом определенная доля владельцев транспортных средств занимается перевозкой грузов без регистрации или уклоняясь от уплаты налогов (сборов). Для таких лиц регистрация в системе взимания платы (СВП) «Платон» представляет угрозу их незаконной деятельности.

Таким образом, СВП помимо сбора денег в Дорожный фонд косвенно решает проблему нелегальных и недобросовестных перевозчиков, контрабандистов и перевозчиков контрафактных товаров (в том числе санкционных), которые являются одной из причин ряда системных проблем в российских грузоперевозках.

Текущая политическая ситуация оказывает существенное влияние на формирование бюджета и функционирование финансовых рынков. Очевидно, что востребованность применения механизма государственно-частного партнерства будет возрастать. Стремление сократить бюджетные расходы, улучшая при этом социально-экономическую ситуацию, обеспечит широкое распространение ГЧП во всех сферах жизни страны.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1004
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1360
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1035
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
859

Другие новости