3 марта 2015 года председатель Волгоградского областного суда Николай Подкопаев проводил пресс-конференцию. Он много говорил о прозрачности и открытости, непредвзятости областной Фемиды и ее независимости. Рассказывал и о том, какие высокие требования предъявляют теперь к представителям судейского корпуса. Однако реальное положение дел в судах разительно отличается от позитивной картинки, нарисованной для журналистов Подкопаевым.
Недавно коллектив Центрального районного суда города Волгограда, как сообщает информационное агентство «Росбалт» (14.09.15), направил письмо на имя руководителя администрации президента России Сергея Иванова (копия имеется в редакции «НГ»). Судьи просят «прекратить беспредел со стороны Подкопаева Н.Н.», энергия которого «направлена не на созидание, а вся его деятельность направлена на разрушение судебной системы в регионе».
Чем недовольны сотрудники Центрального райсуда города-героя? В соответствии с ч. 1 ст. 120 Конституции России судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. Однако с назначением в марте 2014 года на должность главы облсуда Николая Подкопаева ситуация в городском правосудии резко изменилась. Новый глава областного суда, как пишут районные судьи, ввел практику публичного обсуждения судебных актов, критикуя их решения и даже унижая. В делах, связанных с экономическими спорами, Николай Подкопаев, по словам судей, тоже не остается в стороне. И при случае готов сделать все, чтобы отстранить неугодного судью от дела. Так произошло весной 2014 года, когда Подкопаев пытался лишить полномочий судью Центрального райсуда Волгограда Александра Глухова из-за решения об аресте бухгалтерских документов завода «Красный Октябрь».
Если судить по фактам, изложенным в письме, Центральный районный суд города явно определен областным судьей на должность «мальчика для битья». Причем «воспитательные меры», применяемые Подкопаевым для независимых сотрудников, дошли до того, что суд лишен самого необходимого, даже... бумаги. Как пишут служители Фемиды, вот уже полтора года из месяца в месяц работники суда на свои деньги покупают конверты, канцелярские принадлежности, заправляют картриджи, приобретают лампочки, бытовую химию и даже инструменты не только для уборки помещения, но и прилегающей территории.
Кстати, сам суд Центрального района ютится в ветхом здании довоенной постройки. В то время как в Москве расследуется уголовное дело по обвинению бывшего главы столичного Судебного департамента Вячеслава Лепезина о хищениях многомиллионных сумм за якобы услуги переводчиков, провинциальные суды изнывают от безденежья. «Кому это выгодно?» – спрашивают судьи. В помещении районного суда находится и архив, который организовали по своей инициативе и поддерживают своими силами сами судьи. Все обращения к Подкопаеву о том, что перекрытия здания в любой момент могут рухнуть, а архив безвозвратно погибнуть, остаются без ответа. Весной 2014 года бесценный архив суда (там хранятся дела начиная с 1947 года) затопило. Призыв о помощи в облсуде опять не услышали.
Зато месяц назад в соответствии с приказом за подписью Подкопаева за № 73-А от 05.08.15 из областного суда сюда нагрянула проверка. Состав проверяющих аж 19 человек. В результате, как пишут сотрудники Центрального районного суда, проверяющие вот уже три недели не дают возможности отправлять правосудие. Все силы судей и других работников Центрального суда брошены на выполнение требования судьи облсуда Валентины Олейниковой. Они вынуждены переносить из подвала, где расположен архив, на второй этаж все 18 000 (!) гражданских дел, которые были рассмотрены в 2014–2015 годах. Если верить судьям, за две недели она направила своему шефу четыре докладные о якобы имевшем место неподчинении ей судей Центрального райсуда. А тот, в свою очередь, грозит «смутьянам» репрессиями. «В результате проверки, – пишут авторы обращения в администрацию президента, – механизм суда полностью разлажен… обращения граждан по делам за 2014 и 2015 годы исполнять невозможно».
Как считают судьи, за полтора года работы у Николая Подкопаева в Волгоградской области сложилось крайне неоднозначная репутация. С одной стороны, он требует от судей региона выносить максимальные сроки наказания за совершенные преступления. При этом на слуху у всего города освобождение с отменой обвинительного приговора за взяточничество заместителя главы Советского района Волгограда Сергея Копанадзе. Также загадкой является отмена приговора областной инстанцией в отношении Елены Логвинец и Павла Кузнецова, которые были обвинены Центральным районным судом в рейдерском захвате офисного здания SVL на улице Рокоссовского, – экспертная судебная коллегия доказала, как пишет информагентство «Высота 102», что ими была сфальсифицирована долговая расписка на 70 млн руб.
Примечательна и позиция Подкопаева в деле по обвинению депутата Госдумы Николая Паршина. Несмотря на то что дело до сих пор не закончено, глава облсуда в присутствии судей уже публично заявил, как пишет волгоградское агентство Mona Vista: «Как можно по делу Паршина давать условно?» То есть до суда обвинил депутата в том, что тот все-таки совершил кражу 25 млн руб. Между тем слова Подкопаева о совершении Паршиным преступления, высказанные публично, еще до поступления уголовного дела в суд, являются недопустимым с точки зрения Кодекса судейской этики.
Если верить представителям Центрального районного суда, своей мишенью Подкопаев выбрал не только судей Центрального суда, но и других сотрудников Фемиды, отстаивающих независимость и объективность как основные принципы судебного разбирательства. В частности, в 2014 году он пытался привлечь к ответственности судью Волжского горсуда Татьяну Секерину – она якобы «не так», по его мнению, рассматривала уголовные дела. Создается устойчивое впечатление, пишут судьи, что Николай Подкопаев ведет какое-то «свое, только ему понятное расследование и только ему известных фактов без повода и оснований, подменяя собой правоохранительные органы и органы судейского сообщества».
В судейском корпусе надеются, что обращение к Сергею Иванову не останется без ответа. Поведение Подкопаева судьи называют неадекватным и несудейским. И просят в отношении него предпринять соответствующие меры реагирования, пока «судейская система Волгоградской области не разрушилась до основания».