Сегодня в Петербурге прошло первое заседание рабочей группы, созданной для того, чтобы вопрос о возможности передачи двух знаменитых питерских соборов-музеев Санкт-Петербургс
О планах передачи соборов РПЦ стало известно в середине июля. Ранее в руководстве города уже приняли решение о выведении из комплекса музея «Исаакиевский собор» (Спас-на-Крови тоже входит в этот комплекс) Смольного собора в пользу РПЦ. А сейчас пресс-секретарь губернатора Андрей Кибитов уже заявил, что решение по Исаакию будет принято с учетом мнения туристов и горожан. Какова юридическая процедура «учета мнения туристов», непонятно. Что касается горожан, то одни собирают подписи под петицией «против», другие пишут в соцсетях, что идея правильная. Спор идет и о терминах – правомочно ли говорить о возвращении Церкви зданий?
Глава комитета по культуре Константин Сухенко уже заявил, что обе церкви были не приходскими храмами, а собственностью двора, то есть государства. Действительно, Исаакиевский собор, известный по открыточным видам, и его три предшественника (первая церковь св. Исаакия Далматского появилась еще при Петре Первом) были построены по царским указам и за счет казны. На строительстве величественного здания, длившемся четыре десятка лет при трех императорах (открытие его состоялось в 1858 году), в общей сложности работало 400 тыс. человек, в основном крепостных крестьян. Творение Монферрана на разных этапах подвергалось изменению самого проекта, переделке уже сделанного, детали стройки зависели от монарших воль и решения государственных комиссий.
Спас-на-Крови строился немного быстрее – 25 лет. Он был воздвигнут в память Александра Второго, убитого террористами в 1881 году, и открылся в 1907 году. Вход туда был по пропускам, служились панихиды по убиенному царю. При советском руководстве там некоторое время были богослужения разных общин, затем власть их прекратила. А при позднем СССР пришедший в аварийное состояние храм начали реставрировать, он долгие годы стоял в лесах. Только в 1997 году леса сняли.
В обоих соборах ведутся церковные службы, есть приходы, но содержатся здания за счет государственных источников. Содержание архитектурных памятников такого ранга обходится дорого, и противники передачи их Церкви уверены, что она просто не сможет их поддерживать в надлежащем состоянии. Зато церковники обещают не брать билетов за вход. Директор музея «Исаакиевский собор» Николай Буров уже высказывался так: «Это замечательно, но только если у церкви есть лишние 650 млн руб. в год на содержание храма». Председатель Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александр Кононов считает, что Церковь не справится с уходом за памятником, так что все равно придется на это тратиться государству. Представитель Ассоциации членов рода Романовых в России Иван Арцишевский считает, что все нужно оставить «как есть» – службы проводятся, им никто не мешает.
Участник сегодняшнего заседания Александр Шуршев из движения «Весна» сказал «НГ», что провести референдум будет очень сложно, потому что он вообще не помнит случая в последние 15 лет, чтобы власть разрешила какой-нибудь референдум по инициативе граждан: «Но это, без сомнения, лучший способ поступить в соответствии с волей горожан. Каждая сторона сможет агитировать за свою позицию. Мы приглашали к участию представителей епархии, но они не пришли».
Санкт-Петербург