0
9674
Газета Регионы России Интернет-версия

18.06.2015 00:01:00

КАРТ-БЛАНШ. Обманный путь

Алексей Мухин

Об авторе: Алексей Алексеевич Мухин – генеральный директор Центра политической информации.

Тэги: трансаэро, авиация, соцтариф, чукотка, москва, роман копин, авиасообщение, банкротство, приморье, владимир миклушевский, господдержка


Проблема транспортировки грузов и людей по широким российским просторам всегда актуальна. На решение этой проблемы выделяются значительные государственные средства, и распределение этих средств – предмет особенной заботы.

Крупные авиаперевозчики в отличие от мелких и средних могут использовать свои мощности не только для оказания дорогостоящих   комфортных услуг среднему классу и социально благополучным слоям населения, но и для того, чтобы оживить печальный пока пейзаж транспортной логистики в отдаленных от федерального Центра регионах. И тем самым оказать услугу и государству, и бизнесу, стимулируя развитие социально-экономических отношений в этих регионах. Например, скажем, на Чукотке.

Понятно, что этот специфический субъект РФ крайне нуждается в авиасообщении и инфраструктурном развитии. Это аксиома, которая не подлежит ни сомнению, ни обсуждению. И вот руководство ОАО «Авиакомпания «Трансаэро» разработало специальный тариф для перевозки работников бюджетных организаций Чукотского автономного округа и членов их семей в Москву и обратно в Анадырь. В дополнение к существующим программам и только для работников бюджетных организаций, за которых, понятно, поручается и платит местный бюджет. Новый тариф предполагает оплату билета для граждан в одну сторону в размере 24 тыс. руб. с учетом такс и сборов.

Руководство «Трансаэро» в официальном заявлении специально пояснило, что данная инициатива проявлена компанией в качестве доброй воли и для того, чтобы снять социальное напряжение в регионе, возникшее по причине крайне высоких цен на транспортировку людей из округа на Большую землю.

Руководство компании также обещало, что и в дальнейшем будет изыскивать возможности для снижения стоимости перелетов, особенно на период отпусков.

Этот, как говорят, «аттракцион неслыханной щедрости» нуждается в некотором пояснении и уточнении, ведь дьявол кроется в мелких деталях.

Дело в том, что до этого заявления руководства компании губернатор Чукотки Роман Копин в ходе встречи с Владимиром Путиным откровенно пожаловался на дороговизну авиасообщения своего региона с остальным миром. Стоимость билета в одну сторону доходила от 36 до 71 тыс. руб., притом что средняя месячная зарплата в регионе, несмотря на высокую занятость населения, составляет 79 тыс. руб. Президент, конечно, пообещал отреагировать на ситуацию, которая является вопиющей для немногочисленного, прямо скажем, округа. Тем более что это авиасообщение необходимо, так как в округе активно развивается золоторудная промышленность, и потребность в специалистах только растет. А авиакомпания, которая обслуживает регион, по сути, одна – «Трансаэро».

И вот спустя несколько дней после разговора губернатора Чукотского АО и президента РФ ее руководство объявляет о создании нового тарифа. То, что это является совпадением – маловероятно.

Скорее всего, используя трудное положение, в которое попал регион, и желая оказать услугу президенту, который пообещал эту ситуацию «разрулить», «Трансаэро» решила, в свою очередь, заработать немного очков в ожидании выделения государственной поддержки уже ей самой.

Почему ситуацию нужно было доводить до точки кипения в регионе, ведь о проблемах транспортировки руководство авиакомпании было, конечно, осведомлено? Ответ прост: введи оно этот «социальный тариф» раньше, поступив, так сказать, социально ответственно, может, и не было бы этого напряжения. Теперь же губернатор был вынужден обратиться к президенту за помощью. И вот компания как будто оказывает услугу уже не главе региона, в котором работает (и зарабатывает), а президенту РФ. Почувствуйте, как говорится, разницу…

Причина таких маневров – тоже в деталях?

В прессе уже давно пишут о том, что у компании возникают финансовые проблемы до такой степени, что перевозчик вынужден отказываться от покупки новой авиатехники, хотя еще в 2012 году это было серьезным намерением.

Более того, некоторые издания упоминали о возможном банкротстве компании. Удивление на рынке вызвало, в частности, решение руководства «Трансаэро» пересмотреть отчетность и переоценить бренд. Некоторые специалисты даже предположили, что это способ оттянуть банкротство компании, так как она еще неофициально отчиталась, но на рынок были вброшены и благоприятные, и негативные данные. Скорее всего в «Трансаэро» решили, так сказать, прощупать дно.

В этих условиях высокие тарифы в регионах, конечно, более или менее понятны и объяснимы. Хотя отягчающим обстоятельством служит то, что в этих регионах «Трансаэро» присутствует, так сказать, монопольно. Такие активные шаги по введению на первый взгляд самоубийственных социальных тарифов должны по замыслу компании повлечь за собой необходимую ей государственную поддержку.

Очевидно и то, что в случае непредоставления этой поддержки компания может оказаться перед лицом еще более серьезных финансовых затруднений.

Здесь стоит напомнить, что не так давно громкие и общественнозначимые планы «Трансаэро» уже становились поводом для небольшого скандала. Похоже, что компания как-то пообещала губернатору Приморья Владимиру Миклушевскому поставить на рейсы, связывающие его регион с Москвой, самые большие в мире самолеты AirbusA380. Тоже своего рода социально ориентированный подвиг с элементами самопиара. Однако стоило губернатору порадовать этой новостью земляков, как перевозчик немедленно отыграл назад – информацию Миклушевского в пресс-службе опровергли, назвав непроверенной и преждевременной. 

Получается, что и введение соцтарифа для «Трансаэро» – это такой спасительный обман всех, включая распределяющее господдержку правительство, в отчаянной надежде на получение помощи.

Вопрос состоит в том, нужно ли оказывать поддержку компании, которая использует такие уловки и того и гляди «сложит крылья»?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Ипполит 1.0

Ипполит 1.0

«НГ-EL»

Соавторство с нейросетью, юбилеи, лучшие книги и прочие литературные итоги 2024 года

0
1298
Будем в улицах скрипеть

Будем в улицах скрипеть

Галина Романовская

поэзия, память, есенин, александр блок, хакасия

0
679
Заметались вороны на голом верху

Заметались вороны на голом верху

Людмила Осокина

Вечер литературно-музыкального клуба «Поэтическая строка»

0
604
Перейти к речи шамана

Перейти к речи шамана

Переводчики собрались в Ленинке, не дожидаясь возвращения маятника

0
778

Другие новости