Депутат Заксобрания Красноярского края от Ачинского округа Владимир Седов подал в краевой суд иск, в котором потребовал признать недействительным региональный закон, фактически отменивший прямые выборы глав муниципальных образований. Судебное определение по иску должно быть вынесено 25 июня. Если суд встанет на сторону Седова, то в России может быть создан прецедент, который повлияет на систему местного самоуправления.
Владимир Седов пытается аннулировать принятый 3 марта Закон «О внесении изменений в статью 2 Закона Красноярского края «О некоторых вопросах организации органов местного самоуправления в Красноярском крае», согласно которому главы муниципальных образований должны избираться местными депутатами из числа кандидатов, предложенных конкурсными комиссиями. По мнению истца, это противоречит федеральным законам и уставу края, поскольку ограничивает право граждан на участие в местном самоуправлении, гарантированное Конституцией РФ.
Баталии вокруг модели формирования исполнительной власти органов местного самоуправления ведутся в крае с декабря 2014 года. По инициативе того же Седова на июньской сессии Заксобрания был рассмотрен законопроект, который в случае принятия позволил бы сохранить прямые выборы мэра в родном городе депутата – Ачинске. Но фракция «Единой России», обладающая в Заксобрании большинством, эту инициативу заблокировала.
«Не депутаты, а народ является источником власти в стране. Согласно опросам, 88% жителей Ачинска, которые являются моими избирателями, выступают за всенародные выборы главы города. И я буду отстаивать их права всеми способами, – заявил Владимир Седов. – Подчеркну, я не одинок в стремлении вернуть населению права напрямую выбирать глав. Около трети депутатского корпуса Заксобрания выступают за это. Много сторонников прямых выборов в муниципальных парламентах края, о чем свидетельствует нежелание некоторых горсоветов региона вносить в свои уставы норму, которая введет избрание мэров через конкурсные комиссии».
Между тем все муниципальные образования обязаны были до 17 июня внести изменения в свои уставы, которые предусматривали бы избрание глав территорий через конкурсные комиссии. В большинстве муниципалитетов местные советы такие изменения внесли, однако в том же Ачинске, Назарове и Красноярске (см. «НГ» от 11.06.15) эти поправки не смогли получить поддержки нужного количества депутатов. Сейчас этим муниципальным парламентам придется иметь дело с прокуратурой, которая будет добиваться приведения местных правовых актов в соответствие с региональным законодательством.
Эксперты сомневаются, что в суде удастся отстоять прямые выборы глав. «Иск имеет под собой основания, поскольку правовая база деятельности органов местного самоуправления содержит множество дыр. В Конституции об этом сказано немного, в основном все регулируется федеральными законами, к которым тоже много вопросов, – отмечает политолог Юрий Москвич. – При этом маловероятно, что суд рискнет отменять краевой закон – слишком серьезным может быть политический резонанс. Но само появление иска Седова симптоматично – в Красноярском крае подросла генерация политиков, которые формируют новую актуальную повестку. И не исключаю, что новый созыв Заксобрания еще вернется к теме прямых выборов мэров».
Красноярск