Долгое время коррупция считалась неизбывным русским явлением, которым даже можно гордиться, ведь она-то растет всегда – и в сытые времена, и в периоды всевозможных кризисов и потрясений. Однако сейчас становится все очевидней, что истоки неискоренимой коррупции в нашей стране лежат скорее не только и не столько в особой предрасположенности к ней россиян, а еще и в действиях западных организаций и отдельных персоналий. У них на родине коррупция – явление якобы чуждое и чрезвычайно редкое, зато они никогда не упустят случая коррумпировать чиновника или должностное лицо из страны третьего мира, а потом приютить его у себя вместе с нажитым добром. Из России уходят деньги, но приходит коррупция. Выгоден ли нам такой обмен?
Один из самых ярких примеров из недавнего времени – попытки иностранных собственников ОАО «Тольяттиазот» затормозить расследование финансовых преступлений на этом заводе. Напомним, что уголовное дело против главных собственников и руководителей «Тольяттиазота» Следственный комитет возбудил в 2012 году по заявлению миноритарного акционера этого предприятия – компании «Уралхим». По версии следствия, в 2008–2011 годах «лица, принимающие управленческие решения», разработали и реализовали схему, в соответствии с которой «Тольяттиазот» поставлял аммиак и карбамид на экспорт по заниженным ценам аффилированным с мажоритарными акционерами структурам – Ameropa и ее «дочке» Nitrochem Distribution. Ameropa является акционером «Тольяттиазота» и официально контролирует почти 12% его акций, хотя, согласно неофициальным данным, в ее владении находится более 30% акций предприятия, распределенных по нескольким офшорам. Трейдерские компании принадлежали Феликсу Циви, давнему партнеру экс-гендиректора завода Владимира Махлая, а теперь ими владеет его сын Андреас Циви. Впоследствии швейцарские трейдеры перепродавали химическое сырье уже по мировым ценам независимым покупателям, а вырученные средства делили между собой. В результате действия такой схемы прибыль «Тольяттиазота» систематически занижалась, миноритарные акционеры предприятия, в том числе «Уралхим», лишались значительной части дивидендов, а государство потеряло, по оценкам экспертов, около 5 млрд налоговых доходов, говорят в СКР. Анализ таможенных деклараций «Тольяттиазота» и существовавших в то время тарифов на транспортировку, а также сопоставление этих данных с ценами на аммиак и карбамид в портах Черного и Средиземного морей показали, что отпускная цена завода швейцарским трейдерам в большинстве случаев отличалась от рыночной примерно на 40%. Кроме того, были выявлены факты систематического вывода из «Тольяттиазота» наиболее ликвидных активов, в частности новейшей установки по производству метанола. Суммарный ущерб «Тольяттиазота» от действий руководства оценивается экспертами в 1,5 млрд долл. Еще в начале 2013 года следственные органы Приволжского федерального округа пытались вызвать на допрос тогдашнего гендиректора завода Евгения Королева, однако он успел выехать в Лондон. Позднее в том же году Королев был заочно арестован и объявлен сначала в федеральный, а потом и в международный розыск.
За несколько дней до наступления 2015 года Басманный суд Москвы по ходатайству Следственного комитета одно за другим вынес постановления о заочном аресте сразу четырех фигурантов уголовного дела о мошенничестве в особо крупных размерах, совершенном по предварительному сговору группой лиц. Это главный акционер и председатель совета директоров «Тольяттиазота» Сергей Махлай, его отец Владимир Махлай, а также два гражданина Швейцарии – Андреас Циви и Беат Рупрехт, возглавляющие трейдерские компании Ameropa и Nitrochem Distribution, через которые «Тольяттиазот» ведет практически все свои экспортные операции. Все обвиняемые находятся в Европе или США, где имеют вид на жительство или гражданство. Доказывать свою невиновность и сотрудничать со следствием иностранцы не торопятся. Зато в России и за ее пределами развалить дело и надавить на следствие пытается множество должностных лиц и общественных деятелей. Это могут быть и старые функционеры вроде сына экс-министра химпрома СССР Листова, ставшего доверенным лицом Махлая, и те, чья связь с химической отраслью вообще и «Тольяттиазотом» в частности поначалу совсем не очевидна. Взять, к примеру, экс-сенатора от Марий Эл Александра Торшина, известного своими выступлениями за легализацию огнестрельного оружия и связями во властных кругах США, но вовсе не работой в химической индустрии или правоохранительных органах. Директор «Центра политической информации» Алексей Мухин написал в поддержку Махлаев целое «социологическое исследование», защищал их и глава Института проблем коррупции (!) Сергей Сапронов. Президент центра «Политическая аналитика» Михаил Тульский не мог скрыть своей любви к владельцам «Тольяттиазота» на специально организованном им круглом столе. Но самое удивительное, пожалуй, – выгораживающие подозреваемых в мошенничестве иностранных бизнесменов российские депутаты-коммунисты Тамара Плетнева и Андрей Андреев. Что могло заставить друзей пролетариата проникнуться сочувствием к «классовым врагам», да еще и обосновавшимся на «загнивающем» Западе? Ответ прост: то же, что и экс-сенатора от Марий Эл, директора «института коррупции», «политолога» Мухина и многих других, – личная заинтересованность.
Американо-швейцарский тандем Махлаев–Циви щедро вознаграждает российских общественных деятелей и парламентариев, готовых воспользоваться своим служебным положением в его интересах. Не так давно информированный источник в Тольяттихимбанке (входит в структуру корпорации «Тольяттиазот») указывал на события середины декабря прошлого года, когда акционерам банка пришлось обналичить около 30 млн долл. В эту сумму вошли как деньги акционеров, так и собственные средства ТХБ. Деньги должны были быть направлены на прекращение уголовных дел против основных владельцев «Тольяттиазота». Акции ТХБ, кстати, недавно были арестованы в рамках расследования финансовых преступлений на заводе.
Не так давно помочь обвиняемым в мошенничестве иностранцам взялись чиновник Минэкономразвития Игорь Коваль и омбудсмен по защите иностранных инвесторов Алексей Репик. Они написали обращения к сопредседателю центра общественных процедур «Бизнес против коррупции» и уполномоченному по защите прав предпринимателей при президенте РФ Борису Титову с просьбой «оказать содействие иностранным предпринимателям». Какое отношение директор департамента инвестиционной политики и развития частно-государственного партнерства Минэкономразвития Коваль имеет к расследованию уголовного дела, неясно. Какого рода «частно-государственное партнерство» он в данном случае развивает, остается лишь догадываться. А господин Репик, между прочим, проживает в США и ранее был уличен в махинациях при проведении аукционов на поставку лекарств для Минздрава. Как писали «Ведомости», омбудсмен Репик неспешно выводит капиталы из России, покупая активы в Швейцарии и США. Совпадение?
Интересно, что два года назад просители от Циви и Махлая уже пытались внести на рассмотрение центра «Бизнес против коррупции» свое обращение. Однако после тщательного анализа ситуации и изучения документальных доказательств, подтверждающих совершение финансовых преступлений менеджерами и основными акционерами «Тольяттиазота», центр решил снять с рассмотрения их обращение. С тех пор в уголовном деле случилось многое: появились новые доказательства вины подозреваемых, направлены запросы на экстрадицию, а все жалобы адвокатов на объявление в розыск и арест были отклонены судом. Теперь, когда дело взято под особый контроль руководством СКР ввиду общественной значимости и значительного ущерба, нанесенного государству, добиться его прекращения куда сложнее, чем два года назад. Исчерпав все возможные ресурсы и методы, Махлай и Циви в отчаянии вновь бросились искать помощи у Бориса Титова.
Все происходящее уже успело вызвать эмоциональную реакцию Махлаев и Циви. Швейцарец в недавнем интервью уже успел обвинить в коррумпированности чуть ли не все российское правосудие. Это притом что вопросы к нему есть не только у российских правоохранительных органов. В начале текущего года норвежские СМИ сообщили, что Андреас Циви был вызван в Осло для дачи показаний по делу о взятке чиновникам режима Каддафи. Nitrochem в марте 2007 года от имени норвежской химической компании Yara перевела 1,5 млн долл. на швейцарский счет, который на тот момент принадлежал сыну министра нефти Шукри Ганема, впоследствии исчезнувшего и найденного мертвым в Дунае. В интервью Циви заявляет, что в Ameropa знать не знали, что через их компанию проводят деньги на взятки ливийским чиновникам. Но кто поверит, что глава и основной владелец международной компании не в курсе, куда и на что его компания направляет миллионы долларов? Yara в итоге признала нарушения и согласилась выплатить приличный штраф для урегулирования претензий в Норвегии. А для Циви скорее всего эта история еще не закончилась.
Кстати, Циви и его предполагаемые сообщники уже официально объявлены в розыск по линии Интерпола. С учетом жесткой позиции швейцарских властей в отношении коррупционеров, а также беспрецедентных усилий российского руководства по их искоренению шансы беглых олигархов выйти сухими из воды стремятся к нулю. В России или за ее пределами, но правосудие их непременно настигнет.