На подавляющем большинстве участков голосование проходило тихо и спокойно. Фото с сайта www.balashiha.ru |
26 апреля 2015 года прошли выборы в шести муниципалитетах Московской области. Самым резонансным получилось, конечно, голосование на выборах в Совет депутатов городского округа Балашиха. Там проводились досрочные выборы в связи с объединением Балашихи с Железнодорожным, которое произошло в декабре 2014 года.
В 9 из 10 избирательных округов Балашихи и Железнодорожного голосование проходило тихо и спокойно, без нарушений. Члены УИК, наблюдатели, журналисты спокойно работали вместе, в результате чего там не было ни одного скандала. А весь негатив, в том числе пресеченные и непресеченные попытки вбросов, скандалы, провокации, удаления с участков и – как апофеоз – избиение двух наблюдателей, пришел из избирательного округа № 8 в Железнодорожном. Там высадился целый отряд наблюдателей от движений «Голос», «Сонар», «Гражданин наблюдатель». При этом, к примеру, «Голос» является так называемым иностранным агентом – то есть финансируется из-за границы.
Начнем с того, что организации, наблюдатели от которых стали ньюсмейкерами скандала, не готовили местных активистов. Все наблюдатели были направлены из Москвы и других городов, и при этом большая часть выдавала себя за журналистов, получив аккредитации от газеты «Мой район». Интересно, что эти так называемые представители СМИ почти не скрывали того, что изначально пошли на обман. И что для них важно было любыми средствами проникнуть на избирательные участки и устроить там как можно больший скандал – с видео- и фотосъемкой, предупреждениями и удалениями с участка. Последнее вполне приветствовалось, ведь после этого можно с легкостью объявить итоговый подсчет бюллетеней нечестным.
«Закон разграничивает полномочия наблюдателей, обладающих широкими правами, и журналистов, присутствующих при подсчете голосов, – поясняет Сергей Румянцев, директор Центра ПРИСП, член правления Ассоциации политических юристов. – Действительно, журналисты имеют право находиться на участке и освещать ход выборов. Но при этом они не имеют права вмешиваться в деятельность комиссий. Интересно отметить, что на это обращает внимание и А.Ю. Бузин, эксперт «Голоса», в книге «Талисман наблюдателя в участковой избирательной комиссии» (Москва, 2011). Поэтому если мы говорим об объективности, то не стоит отождествлять реальное наблюдение, направленное на соблюдение закона, и организованный завоз специалистов, которые направляются на участки под видом аккредитованных журналистов. Сам я неоднократно был свидетелем того, как под видом наблюдения на УИК ставилась очень четкая задача по достижению единственной цели – завалить избирательные комиссии огромным количеством жалоб, чтобы показать, насколько существенны нарушения на участках, в том числе при подсчете голосов».
Но скандальное поведение и выдача себя за журналистов – это цветочки. Главной задачей наблюдателей-агентов в Железнодорожном было выявить настоящие нарушения – например, так называемые вбросы или карусели. Сразу скажем, что с каруселями ничего не получилось – несмотря на постоянное прочесывание местности в 8-м округе, ни одной группы, которую бы можно было выдать за карусельщиков, найдено не было. Поэтому… карусели ставились в перечне нарушений безо всяких доказательств. Иное дело – вбросы. Тут наблюдателям от «Голоса» и других повезло больше – несколько раз они действительно зафиксировали на видео что-то похожее на попытку вброса. И в понедельник без конца крутили эти видео на специальной пресс-конференции. Но тут возникает интересный вопрос: а кто же осуществлял эти попытки? Неужели это представители власти, увидев на своих участках иногородних и иностранных гостей, решили сделать им такой шикарный подарок?
«Зачем нужны были столь явные, я бы даже сказала, демонстративные вбросы – под камерами наблюдателей, притом именно на тех участках, где присутствовал именно тот столичный десант, если кандидаты от «Единой России» – которую, разумеется, обвиняют в организации вброса – по всем экзит-полам лидировали с большим отрывом?» – удивляется в своем блоге член Общественной палаты Московской области, член Совета при губернаторе Московской области по развитию гражданского общества и правам человека Марина Юденич, побывавшая в воскресенье в Железнодорожном.
А может быть, дело было в том, что так называемые вбросы также были организованы этими самыми супернезависимыми наблюдателями? Тогда весь пазл отлично складывается. Сами вбросили, сами поймали, сами зафиксировали. Готово – выборы можно признавать нелегитимными. По крайней мере в Twitter.
«Любой специалист скажет вам, что профессионально выполненная фальсификация не требует таких топорных технологий, как явный вброс бюллетеней, – эта работа намного тоньше, и зафиксировать ее крайне сложно», – замечает Сергей Румянцев.
Так что кто в итоге вбрасывал или пытался вбросить бюллетени, надо еще проверять и проверять. А еще очень интересно, почему именно Балашиха и Железнодорожный заслужили такое внимание? Об этом спрашивает и Марина Юденич в своем блоге: «Почему именно в Балашиху высадился десант из – sic! – около 40 наблюдателей «Голоса», «Территории свободы» и прочих будто бы правозащитных организаций, существующих – напомню уж – в большинстве своем на иностранные гранты? В Подмосковье – повторюсь – выборы проходили в шести муниципальных округах. Ни к одному из них указанные «правозащитники» не проявили ни малейшего интереса (не говорю уже о целой обойме твиттов о Балашихе от экс-политика Навального)».
По мнению Марины Юденич, Балашиха привлекла внимание прозападных наблюдателей тем, что это крупнейший на сегодняшний день муниципалитет Подмосковья, который недавно возник путем объединения двух городов (Балашихи и Железнодорожного). «Взятый губернатором курс на укрупнение муниципальных образований области сулит серьезный экономический передел и кадровые перестановки, которые обязательно затронут интересы старых элит и существенно отразятся на развитии региона», – отмечает Юденич. Кроме того, стоит добавить, что Балашиха, как и Королев, уже показывает неплохие экономические результаты и объединение явно пошло ей на пользу. Это означает, что реформа управления, осуществляемая Андреем Воробьевым, приносит свои плоды. Следующим объединенным муниципалитетом уже в ближайшее время станет Подольск, который перехватит у Балашихи титул крупнейшего. И все это, безусловно, не нравится тем, кто спускает с цепи так называемых правозащитных наблюдателей. Тем, на чьи деньги они существуют.
Но в итоге, как ни пытались активисты организаций, выполняющих функции иностранных агентов, устроить скандал на всю страну и сорвать выборы, ничего у них не вышло. Голосование в целом прошло честно и открыто, городской Совет депутатов избран. Прозападные наблюдатели добились только того, что их действиями в очередной раз заинтересовались правоохранительные органы. Председатель Мособлизбиркома Ирек Вильданов уже передал все материалы в прокуратуру и МВД, а глава городского округа Балашиха Евгений Жирков взял расследование всех нарушений под свой личный контроль. Так что все интриги, которые пытались провернуть так называемые правозащитные организации, рано или поздно выплывут наружу.