Плакат с надписью на литовском языке приветствовал водителей на въезде в Калининград. Фото с сайта www.newkaliningrad.ru
В конце недели на двух мостах при въезде в Калининград появились перетяжки с надписью на литовском языке «Добро пожаловать в Каралявичус!» Каралявичус – литовский вариант названия «Кенигсберг». Такой же транспарант месяц назад был вывешен двумя неизвестными на стоянке администрации Калининграда. Полиция пытается найти авторов плакатов, а местные жители и эксперты теряются в догадках по поводу того, зачем кому-то потребовалось размещать подобные транспаранты.
Литовская община региона составляет около 10 тыс. человек (менее 1% населения) и до сих пор не проявляла никаких признаков политической активности. В Калининградской области в постсоветский период не зафиксировано ни одного этнического конфликта между русскими и литовцами. В самой Литве имеются маргинальные националистические группы, время от времени будирующие тему возвращения «Малой Литвы». Так называли принеманскую часть Восточной Пруссии, которая никогда не входила в состав Великого княжества Литовского или Речи Посполитой, но давала пристанище литовским переселенцам. В одной из таких семей, например, родился классик литовской культуры Кристионас Донелайтис. Возвращение Крыма в Россию вызвало очередной всплеск призывов «разобраться с Калининградской областью», исходящий не только от ультранационалистов из партии «Молодая Литва», но и правой парламентской оппозиции. В социальных сетях Литвы зафиксирована группа, выступающая за «возвращение Каралявичуса».
Справедливости ради стоит отметить, что в кругах калининградской «патриотической» интеллигенции в 90-е годы также регулярно возникал вопрос «о возвращении Мемельского края». Сторонники этой идеи напоминали, что Мемель (Клайпеда) всегда был немецким городом, который входил в состав Литвы только в 1923–1939 годы. В связи с тем, что нынешняя Калининградская область, по мнению некоторых «патриотов», являлась правопреемницей Восточной Пруссии, она должна включать в себя и «отторгнутый Мемельский край». Но дальше маргинальной тусовки этот лозунг не пошел, да и в ней оценивался как эпатажный способ привлечения к себе внимания. В XXI веке о нем благополучно забыли. Однако эксперты опасаются, что появление плакатов способно реанимировать обсуждение этой темы и вернет интерес к рассуждениям о возвращении к «международно признанным Версальским договором» границам Калининградской области «от Вислы до Мемеля». В калининградских социальных сетях встречаются и мнения о том, что не пойманные пока неизвестные изготовители плакатов являются провокаторами, действия которых должны дать повод для развертывания кампании по борьбе с «литовской угрозой».
Калининград