0
6125
Газета Регионы России Интернет-версия

13.04.2015 00:01:00

Антикризисный ребрендинг «Трансаэро»


Известный российский перевозчик  компания «Трансаэро», судя по всему, приступила к ребрендингу. В СМИ, как пишут «Известия» (см. номер от 09.04.15), появились первые фото новой раскраски пассажирских лайнеров, первый из которых в настоящий момент находится в американском Сиэтле. Учитывая имеющиеся у «Трансаэро» финансовые затруднения, можно предположить, что расплачиваться за новые ливреи компания будет из средств господдержки.

Авиационная отрасль, как и многие другие, сегодня переживает нелегкие времена. Сокращение спроса, затруднения в экономической деятельности, даже сокращение парка воздушных судов – таковы жизненные реалии сегодняшнего дня в гражданской авиации. В случае «Трансаэро» они проявились, например, в отказе от стимулирующих выплат топ-менеджменту, введенных с 1 января 2015 года. Между тем смена ливрей на самолетах – удовольствие достаточно дорогое. По некоторым оценкам, на то, чтобы перекрасить все свои самолеты, перевозчику придется потратить по самым скромным подсчетам более 10 млн долл. На каждый лайнер, таким образом, приходится от нескольких десятков до 100 тыс. долл., а то и больше. Известно, что у «Трансаэро» самый большой широкофюзеляжный флот в Восточной Европе, покраска которого обойдется в разы дороже, чем среднемагистральных самолетов.

Такие деньги у компании есть – недавно она получила поддержку от государства в виде гарантий по кредитам на сумму в 9 млрд руб. Но насколько уместно будет потратить их не на повышение безопасности полетов или, например, расширение наземных сервисов, а буквально на слой краски, покрывающей лайнер снаружи?

«Заниматься ребрендингом и тратить деньги на раскраску самолетов в такое трудное для экономики время, когда идет сокращение бюджета, я считаю крайне нецелесообразным», – цитирует портал Speakercom мнение Елены Суторминой, члена Общественной палаты, первого заместителя председателя правления Российского фонда мира. Эксперт отмечает, что есть более важные вещи, например, вопросы безопасности перевозок. К тому же основная цель обеспечения госгарантиями кредитов состояла в том, чтобы резкое повышение цен на авиаперелеты не ударило по кошельку граждан.

«Со стороны руководства компании решение потратить 10 млн долларов на ребрендинг выглядит, мягко говоря, не очень адекватным. Государство выделяло субсидии явно не для этого, а для того, чтобы поддержать авиакомпанию в сложный период и сделать так, чтобы она не повышала цены на билеты», – говорит Елена Сутормина.

В настоящее время «Трансаэро» пользуется тем же логотипом, что и в самом начале своей работы четверть века назад. Специалисты отмечают, что он довольно сильно похож на эмблему AirFrance, от которой французы отказались несколько лет назад. Правда, и новый фирменный стиль оказался не вполне оригинален – нечто похожее как по гамме, так и по начертанию шрифта использует сегодня AmericanAirlines. Стоит признать, что ребрендинг, проводимый в сложной экономической ситуации, для компании сопряжен с определенными рисками.

«В условиях негативной экономической конъюнктуры и сокращения платежеспособного спроса есть разные стратегии действия, – напоминает Тимур Нигматуллин, финансовый аналитик инвестиционного холдинга «Финам». – Некоторые жестко сокращают расходы, например, увольняя часть персонала, некоторые экономят на маркетинговых расходах, некоторые ищут новую нишу или углубляются в имеющуюся. Владелец компании, который рискует капиталом, естественно, вправе использовать все законные инструменты, чтобы сохранить прибыль на прежнем уровне. Но с точки зрения морали, возможно, это не очень хорошо».

Наряду с этическими здесь возникают и чисто экономические вопросы. О них говорил в начале апреля заместитель министра транспорта РФ Валерий Окулов: «Трансаэро» должна направлять регулярную отчетность о расходовании средств тех кредитных ресурсов, которые были получены авиакомпанией под государственные гарантии, – прямо заявил Окулов. – Мы провели внутреннее совещание и определили, каким образом «Трансаэро» будет предоставлять эти материалы в Минфин».

Кроме строгой отчетности по использованию средств госгарантий «Трансаэро» столкнулось и с некоторыми ограничениями по их использованию. В частности, Минтранс намерен проконтролировать расходы перевозчика на выплату руководству компании различных премий, бонусов и т.п. О том, что необходимо внимательно следить за тем, как расходуются бюджетные деньги, говорит и Дмитрий Давыденко, глава «Клуба защиты прав туриста», эксперт Общественной палаты РФ. «Трансаэро» выполняет большое количество маршрутов по России – по Северу, по Дальнему Востоку, и эти авиаперевозки субсидируются государством, потому что иначе они были бы убыточными для компании, и она бы их не осуществляла, – цитирует эксперта портал Speakercom. – После того как «Трансаэро» заявила о своих финансовых трудностях, государство решило ее поддержать. Но я очень сомневаюсь, что руководство компании имело право тратить эти средства на ребрендинг. Вообще вся эта история – серьезный повод для рассмотрения этого вопроса контролирующими и правоохранительными органами».

10 апреля 2015 года «Трансаэро» направила в Министерство транспорта РФ отчет о расходовании полученного в банке ВТБ под государственные гарантии коммерческого кредита в размере 9 млрд руб. «Все средства, полученные по кредиту, были израсходованы до окончания января 2015 года на цели, установленные правительством России, – сообщает пресс-служба авиакомпании. – Это оплата труда персонала, выплаты в бюджет налога на доходы физических лиц, приобретение авиатоплива, обслуживание парка воздушных судов, а также наземное и аэронавигационное обслуживание текущей деятельности авиакомпании». Пока что вопрос, посчитают ли контролирующие органы трату 10 млн долл. на окраску самолетов компанией «Трансаэро» целесообразным расходованием средств, остается открытым.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1271
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
804
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1538
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1487

Другие новости