Пока порт Владивосток работает в прежнем режиме. Фото с сайта www.vl.ru
Администрация Приморья к концу марта обещает внести предложения в федеральный законопроект «О свободном порте Владивосток», предложенный Минвостокразвития. Региональные чиновники обещают учитывать мнение всех, кого закон будет касаться. А эксперты отмечают, что существует ряд серьезных рисков, в том числе криминально-коррупционного характера, при реализации проекта.
О необходимости создания во Владивостоке свободного порта президент России Владимир Путин заявил в ежегодном Послании Федеральному собранию в декабре прошлого года. Проект федерального закона за три месяца подготовил Минвостокразвития, и его сейчас обсуждают в Приморье.
Под свободным портом понимается часть территории края, на которой устанавливаются меры господдержки предпринимательской и иной деятельности. В его границы предлагается включить четыре муниципалитета, города Артем и Владивосток. Проектом предусматривается создание здесь четырех спецтерриторий – портовой, промышленной, научно-внедренческой и туристско-рекреационной. Финансировать инфраструктуру предлагается за счет внебюджетных источников, бюджетов муниципалитетов, краевой казны и с помощью государственно-частного партнерства.
Эксперты отмечают, что для воплощения задуманного существует ряд серьезных препятствий. «Одна из задач, которые сейчас есть, – добиться успеха. Чтобы в нас начали верить, – подчеркивает спикер краевого парламента Виктор Горчаков. – Нужно переступить через большое количество традиций. Также важно учитывать мнения людей, живущих на территории, бизнеса, потенциальных бизнес-инвесторов».
Директор Дальневосточного центра экономического развития и интеграции России в Азиатско-Тихоокеанский регион Александр Абрамов считает, что важно правильное финансово-экономическое обоснование будущего закона: «Развитие Северного морского пути может стать одним из драйверов «Свободного порта Владивосток» по аналогии с советским периодом, когда здесь формировался северный завоз». Гендиректор ОАО «Дальневосточный научно-исследовательский институт морского флота» Ярослав Семенихин полагает, что идея порто-франко заключается не в том, чтобы создать разрыв на границе и пропустить все грузы через нее. «Речь идет о создании инструмента, который позволит сделать более либеральным режим в порту. Поэтому именно разработка экономических инструментов исключительно важна для всей России», – уверен эксперт.
Среди рисков, которые могут помешать эффективности проекта, как считают эксперты, – криминально-коррупционные. В Приморье сохраняется самый высокий уровень преступности в Дальневосточном федеральном округе, край лидирует по количеству выявляемых экономических и должностных преступлений.
«Рассматривая идею создания свободного порта, нельзя не учитывать высокую степень криминализации внешнеэкономической деятельности, – считает глава Центра изучения новых вызовов и угроз нацбезопасности Александр Сухаренко. – Властям всех уровней необходимо консолидироваться для минимизации криминально-коррупционных рисков, которые могут снизить макроэкономический эффект от проекта».
По данным Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ), в прошлом году в Приморье было возбуждено более 200 уголовных дел, в том числе по фактам невозвращения из-за границы 772,6 млн руб. Есть многочисленные свидетельства уклонения от таможенных платежей, которые совершаются при ввозе автотранспорта и товаров. Известны случаи незаконного перевода валюты (381,2 млн руб.), ее контрабанды (на 28,7 млн руб.) и др.
По фактам контрабанды стратегически важных товаров было возбуждено полсотни уголовных дел «стоимостью» более 208 млн руб., что втрое больше, чем в 2013 году.
«Озадачивает и коррупция в таможенной сфере, – отмечает собеседник «НГ». – Службами по противодействию коррупции ДВТУ было направлено полсотни материалов с признаками преступлений, в том числе коррупционного характера. Впоследствии было возбуждено 38 уголовных дел, в том числе в отношении должностных лиц таможенных органов. В половине случаев заявления о попытках склонения к взяткам касались сотрудников Владивостокской таможни».
Осенью прошлого года краевой суд оставил в силе приговор, по которому экс-начальник таможенного поста «Морской порт Владивосток» Виктор Костырин признан виновным в вымогательстве взятки в 60 тыс. долл. у одного из участников внешнеэкономической деятельности за беспрепятственный перевоз товаров через границу. Бывший таможенник был приговорен к 10 годам колонии строгого режима и штрафу в 700 тыс. руб.
Законопроект Минвостокразвития обещают проработать на общественных слушаниях, которые ведомство намерено провести с администрацией Приморья и краевым парламентом, представителями коммерческих компаний, научного сообщества, экспертами. После них и согласования документа с дальневосточным полпредом Юрием Трутневым, а также обсуждения перспектив создания приморского порто-франко на Восточном экономическом форуме его обещают внести в план работы Госдумы на осеннюю сессию.
Владивосток