В последние дни года Северную столицу волновали два сюжета: неожиданные снегопады и трудности, с которыми столкнулись желающие попасть в метро. Проблема с метро началась практически одновременно с «черным вторником»: было объявлено о повышении с нового года цены проезда с 28 до 31 руб. и метрополитен ограничил продажу жетонов в одни руки.
Сначала стали выдавать по два жетона, а в пятницу-субботу – по одному. В итоге возникли очереди, и желающие попасть в метро выстаивали по 25–40 минут, даже если они не собирались разжиться жетонами, а намеревались купить лишний жетон, чтобы не попасть в еще большую очередь на обратном пути. В очередях зависли и те, кто покупал проездные карточки на январь – они продаются в тех же кассах.
В довершение ко всему пошел снег, и многие владельцы железных коней решили пересесть в метро, поскольку большинство дворов и улиц оказались непроезжими, а на проезжих возникли огромные пробки. Посыпались запросы к городским властям и к руководству метрополитена. Его руководитель Владимир Гарюгин на встрече со спикером Заксобрания Вячеславом Макаровым дал разъяснения: возник ажиотажный спрос на жетоны и якобы питерское население скупило 2 млн металлических кругляшек.
Депутат Борис Вишневский был возмущен таким ответом. Он принадлежит к немногочисленной группе депутатов-оригиналов, передвигающихся по городу на общественном транспорте и на себе испытывающих его проблемы. Вишневский написал письмо губернатору Георгию Полтавченко, в котором заявил, что руководство метрополитена не выполняет своих обязанностей. В письме говорится, что ситуация с некоторым ростом числа закупок жетонов происходит регулярно, ее нужно было предусмотреть и выпустить дополнительный тираж, а продажа «осуществляется на условиях публичного договора (ст. 426 ГК РФ), не допускающего введения таких ограничений».
Тем временем мишенью для критики стал курирующий в числе прочих вопросы транспорта (как и уборки улиц) новый вице-губернатор Игорь Албин. Вступив в должность менее двух месяцев назад, он предложил журналистам и общественникам стать читателями его странички в Facebook (см. «НГ» от 25.12.14). Однако, когда город настигла зима, аудитория Албина принялась задавать на этой страничке вопросы, которые он счел неделикатными и начал удалять, гневно осудив авторов. Но публика не унимается, Албин же изо дня в день цитирует труды сингапурского деятеля Ли Куань Ю о тамошнем опыте, а также рассказывает о различных памятных датах в истории. Албин объяснил, что его цели просветительские, но его не поняли.
Борис Вишневский (которого Албин назвал в споре «клокочущей пустотой») написал в субботу: «Граждане давятся в очередях в кассах метро, на странице в ФБ уважаемого Игоря Николаевича не просматривается на этот счет ни малейшего волнения. Зато есть рассказ о дне Филимона (которому полагалось молиться, чтобы отогнать нечисть), о славных делах Ли Куан Ю, о наказе императрицы Екатерины II, о том, что в этот день, 27 декабря, отошел ко Господу преподобный Герман Аляскинский… Меня радует живой интерес вице-губернатора к российской истории. Но хотелось бы, чтобы он обратил свое внимание и на проблемы современников».
Албин, огорченный черствостью современников, в ответ удалил из своих читателей еще пару местных журналистов, а остальным написал: «Товарищи, проснитесь и займитесь самообразованием или обращайтесь в Небесную Канцелярию, вдруг Благодать Святаго Духа на Вас неожиданно сойдет и многие таланты раскроит (орфография автора. – «НГ») в Вас Господь. Я же буду работать и молиться, так как это моя стезя и мой путь».
В сетях злые языки сомневаются в действенности албинских молитв и предлагают на его место какого-нибудь схимника. Но некоторые возражают. Например, публицист Сергей Шелин считает: «А мне нравится этот Албин. Сотни тысяч трудовых мигрантов стекаются в Петербург со всех концов страны и из соседних держав. Но мало кому из них удается устроиться вице-губернатором».
Санкт-Петербург