Автоконцерну General Motors в России пришлось сократить почти четверть своих сотрудников. Фото © GM Company
Падение российского авторынка приведет к закрытию автосборочных предприятий, беспокоятся чиновники Санкт-Петербурга. Одним из первых может закрыть свой завод в Северной столице компания General Motors (GM), которая уже сократила персонал из-за падения продаж. Низкая загрузка предприятия может сделать его существование нерентабельным, предполагают в Санкт-Петербурге.
«Менеджмент «Джи Эм Авто» (российское подразделение General Motors. – «НГ») уклончиво отвечает, что планов по закрытию завода у них нет, но и не подтверждает, что предприятие будет развиваться дальше», – цитирует ТАСС председателя комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга Максима Мейксина.
Еще год назад GM обсуждал со Смольным свои дальнейшие планы. Начиная с весны, вопрос развития предприятия более не обсуждался. «Мы перешли к вопросу, как нивелировать последствия сокращений работников, которые у них были. И ни разу не обсуждали их дальнейшее расширение», – уточнил он.
Так, еще в начале октября из 2 тыс. своих сотрудников GM сократил четверть, перейдя на режим работы в одну смену. Хотя еще в начале года на предприятии функционировали три смены, а весной – уже две. К тому же на протяжении 2014 года на заводе несколько раз объявлялись простои. Так, в сентябре предприятие проработало четыре дня, в октябре – восемь. При этом, по оценкам экспертов, мощности петербургского предприятия GM в этом году загружены примерно на четверть.
Кроме того, концерн заявил о пересмотре сроков запуска двух новых моделей в серийное производство. Изначально предполагалось, что в следующем году будет завершено расширение производства с 98 до 230 тыс. автомобилей в год. Однако затем гендиректор «Джи Эм Авто» Ромуальд Рытвински сообщил, что возможность старта сборки новых моделей в 2015 году пока рассматривается.
Ранее СМИ, ссылаясь на неназванные источники в автомобильной отрасли и органах власти Санкт-Петербурга, сообщали о возможном закрытии завода. По их словам, остановка предприятия может быть связана не столько со спадом на российском авторынке, сколько с геополитическими факторами. «Это будет показательный уход», – приводит слова одного из собеседников Интерфакс. В GM же эту информацию не подтвердили.
Между тем продажи новых автомобилей в России продолжают падать. В октябре 2014 года по сравнению с октябрем прошлого года продажи упали почти на 10%, сообщают в Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Всего же за период с января по октябрь в стране было продано почти 2 млн автомобилей, и российский автомобильный рынок снизился на 12,7%. «Нельзя сказать, что продажи в октябре были выдающимися, но это шаг вперед по сравнению с очень слабым результатом предыдущих месяцев. Причиной относительного улучшения является комбинация эффекта программы утилизации, поддерживающей продажи автомобилей российского производства, и резкое ослабление курса рубля, что кратковременно повысило спрос на автомобили импортного производства», – говорит председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер.
Возможно, в АЕБ рассчитывают улучшить статистику именно за счет продления программы утилизации, стартовавшей в сентябре и действующей до окончания 2014 года. К слову, в четверг глава Минпромторга Денис Мантуров заявил, что власти примут решение по дальнейшей поддержке автопрома по окончании действующей программы. РИА Новости со ссылкой на неназванные источники сообщали о возможности продления программы еще на три года. «Возможно, этот вопрос будет обсуждаться на совещании с участием премьера Дмитрия Медведева в Набережных Челнах в ноябре», – цитирует РИА Новости одного из своих собеседников.
Однако даже если программа утилизации не будет продлена, вряд ли это приведет к массовому закрытию автосборочных предприятий в РФ. «Автомобили как покупали так и будут покупать», – уверен замдиректора Центра развития Высшей школы экономики Валерий Миронов. И в этом случае производителям даже на руку падение рубля. «Импорт автомобилей будет обходиться дороже иномарок, которые собираются здесь», – сообщает он. То есть, поясняет эксперт, закрыться международные автоконцерны могут только в том случае, если машины в РФ вообще перестанут покупать.
Тем не менее, рассуждают эксперты, будущий год не станет для автопрома удачнее 2014-го. «Стагнация в экономике приведет к стагнации и на авторынке», – отмечает исполнительный директор Объединения автопроизводителей России Игорь Коровкин.
С ним согласен и Валерий Миронов. «В случае рецессии и падения среднегодовых цен на нефть до уровня 80 долл. за баррель люди начнут экономить на инвестициях в технику», – поясняет он. А значит, даже если и будут покупать автомобили, предпочтение будут отдавать подержанным машинам, а также моделям отечественного производства.
У авторынка, как и любого другого, есть свои взлеты и падения, рассуждает Коровкин. «Каждое предприятие принимает собственные решения по оптимизации производства: сокращение смен, объемов выпускаемой продукции. Но это временные меры. Не исключено, что в 2016–2017 годах ситуация может измениться в лучшую сторону», – надеется эксперт.
К сокращению затрат и оптимизации приходится прибегать всем. С 8 по 22 сентября был остановлен завод концерна Volkswagen в Калуге. А на «АвтоВАЗе» и заводе Ford в Ленинградской области сократили количество рабочих смен.