Московские интернет-сервисы, например «Активный гражданин», популярны среди горожан. Фото с сайта www.mos.ru
Москва уже четыре года делает ставку на развитие в городе кластера высоких технологий, для которого в городе заложена хорошая база. Столица остается самым интернет-продвинутым городом России – здесь наибольшее проникновение Интернета, разветвленная бесплатная Wi-Fi сеть, а муниципальные сервисы, которые уже активно используются горожанами, пока не имеют аналогов в мегаполисах мира. Чтобы сделать столицу более удобной для жизни, городские власти начали активно сотрудничать с крупнейшими интернет-компаниями.
Москва – самый интернетизированный город страны, она лидирует по проникновению фиксированного и мобильного Интернета. По данным ФОМа, каждый 10-й пользователь российского сегмента Сети живет в Москве. В Москве зарегистрировано больше всего доменов – по 161 на 1 тыс. пользователей. Эксперты связывают это с тем, что стоимость доступа в Интернет одна из самых низких в стране: для москвичей фиксированный Интернет почти в четыре раза доступнее, чем для жителей России в среднем, а мобильный Интернет – на 22%.
Особенно хорошо горожане восприняли проект, позволяющий бесплатно подключаться к Интернету. Только в парках Москвы работают 165 точек доступа, и сейчас горожане могут бесплатно подключиться к Wi-Fi на семи ветках метро. Пассажиры могут выходить в сеть на 175 км пути из 325, а на пяти ветках систему планируют запустить к концу года. Согласно статистике, Wi-Fi в подземке начали использовать 25% работающих москвичей. Более того, существуют планы по распространению зоны покрытия бесплатным Wi-Fi 97% площади столицы: через Сеть будут москвичам доступны социально значимые ресурсы. При этом посетители около 2000 общественных мест получат возможность выходить в Сеть абсолютно свободно. Только в центре города к 1 января 2016 года будет установлено 3840 точек доступа, а до конца 2015 года ими оборудуют весь общественный транспорт. Пока же к Сети подключено более 100 транспортных единиц. Также в столице стартовал проект, по которому доступом к Wi-Fi будет обеспечено 145 студенческих общежитий, в которых проживают 85 тыс. студентов.
Кроме того, правительство Москвы заключило соглашение с «Яндексом», согласно которому будет снабжать компанию различными данными о городских сервисах. В частности, мэрия сможет предоставлять сведения о запланированных дорожных работах, перекрытиях и о перемещениях городского общественного транспорта. Также компания получит данные о московских парковках, что позволит оплачивать их через новый сервис «Яндекса». В свою очередь, аналитические данные «Яндекс.Карт» помогут городским властям точнее настроить динамическую транспортную модель Москвы – балльная система оценки дорожной ситуации, разработанная компанией, будет использоваться на уличных экранах Центра организации дорожного движения. Также мэрия и «Яндекс» договорились об интеграции городских электронных услуг и сервиса «Яндекс.Город». В результате москвичи смогут записаться посредством этого сервиса на прием к врачу или на получение водительских прав в ГИБДД, а также воспользоваться другими возможностями портала государственных услуг pgu.mos.ru.
Нужно отметить, что у Москвы сейчас имеется 55 сайтов ведомств, 11 сайтов префектур и 14 интерактивных порталов. Наиболее популярны из них «Наш город», «Портал городских услуг» и «Активный гражданин». А недавно в социальных сетях Twitter и «ВКонтакте» были зарегистрированы официальные аккаунты мэра Москвы Сергея Собянина. Планируется, что на этих ресурсах будет представлена информация об основных рабочих мероприятиях мэра и правительства Москвы, а также фотохроника городских событий.
24 апреля 2014 года российской столице были делегированы домены верхнего уровня – .MOSCOW и .МОСКВА. Проект стартовал в 2010 году с инициативы компании RU-CENTER, в дальнейшем развивался Фондом содействия развитию технологий и инфраструктуры Интернета при поддержке Департамента информационных технологий столицы. В июне 2013 года заявка была одобрена международной организацией ICANN, регистрация доменных имен началась с 10 июня 2014 года. Как ожидают в мэрии, наличие собственного домена позволит активно развивать онлайн-бренд Москвы, а также будет способствовать формированию и развитию единого информационного пространства города.