Жители Таймыра и Эвенкии ждут от губернатора Виктора Толоконского более серьезного подарка, чем конфеты. Фото с официального портала Красноярского края
В Красноярском крае вновь обострилась ситуация в бывших северных округах, которые после референдума 2005 года по объединению трех субъектов Федерации административно вошли в состав региона. Как считают многие жители и политики в этих округах, став муниципальными районами, северяне утратили немало льгот и преференций. Сейчас депутаты Заксобрания от Таймыра и Эвенкии требуют придания своим районам особого статуса. На этой неделе в краевом парламенте прошел круглый стол, на котором рассматривались проблемы северных территорий. Эксперты говорят о том, что без активной помощи федеральной власти вопрос не решить.
Во время мощной пропагандистской кампании по объединению края северянам обещали золотые горы, однако после референдума жизнь северян лучше не стала.
«Мы столкнулись с проблемами, о которых даже не думали. Люди не могут получить паспорта и нужные для работы справки, потому что государственные структуры переехали в Красноярск. Куда-то исчезают военкоматы, загсы и другие органы власти. Нам приходится обращаться в прокуратуру, поскольку людям не оказываются государственные и муниципальные услуги, – рассказал «НГ» депутат Заксобрания от Таймыра Валерий Вэнго. – К северным территориям нужен особый подход. Не забывайте, что от Дудинки до некоторых таймырских поселков расстояние составляет порой 2000 километров! Мы говорим о возвращении Таймыру и Эвенкии особого статуса не ради привилегий, а для того, чтобы качество жизни наших людей было не хуже, чем на материке. За 9 лет, прошедших после объединения, к сожалению, никто в краевой власти системно проблемами северян не занимался. Многие вопросы сейчас находятся в очень запущенном состоянии».
Аналогичные проблемы наблюдаются и в соседней Эвенкии. По словам главы района Петра Суворова, «закрываются федеральные службы, жителям отдаленных поселений многие вопросы можно решить только в Туре или в Красноярске, билеты на самолет и проживание в административных центрах в ожидании справок и рейсов подавляющему большинству северян не по карману». Характерный пример: из 52 инспекторов охотнадзора, работавших в округе до объединения, на территории района осталось четыре специалиста.
Представители краевой власти отмечают, что проблемы северян без помощи Федерации не решить. «По большей части жителей Таймыра и Эвенкии волнует не столько статус, сколько конкретные государственные услуги, а они, в свою очередь, во многом связаны с федеральными органами власти, потому что краевые и муниципальные услуги предоставляются достаточно эффективно, – подчеркивает вице-спикер Заксобрания Алексей Клешко. – Сегодня ключ в руках федеральных органов власти. Поэтому мы надеемся следующим шагом привлечь федеральный Центр к решению этих проблем. Безусловно, надеемся и на более активную позицию исполнительной власти, прежде всего избранного губернатора края. Он уже побывал на Севере и представляет все трудности, с которыми сталкиваются жители, пытаясь реализовать свое конституционное право на ту или иную услугу».
Директор центра гуманитарных исследований и консультирования «Текущий момент» Сергей Комарицын, много лет занимающийся проблемами коренных малочисленных народов Севера, полагает, что красноярцам надо объединять усилия со своими соседями. «К сожалению, у нас получилось не объединение, а фактическое поглощение округов, которое больно ударило по простым людям. После ликвидации Министерства регионального развития на федеральном уровне практически не осталось структур, которым интересны проблемы северян. В этой ситуации защиту интересов народов, проживающих на территории Красноярского края, обязана взять на себя региональная власть, – говорит эксперт. – Полагаю, что красноярцам надо объединять усилия с другими сибирскими и дальневосточными регионами и готовить федеральный закон об особом статусе северных аборигенов, а потом совместными усилиями добиваться его принятия в Госдуме. Но это долгий и трудный путь».
Красноярск