Элла Памфилова призывает не смешивать правозащиту с политической борьбой. Фото автора
18 марта 2014 года известный правозащитник и общественный деятель Элла Памфилова была назначена на должность уполномоченного по правам человека. По ее словам, она в это время уже хотела покидать политику, но, получив это предложение, решила, что от судьбы не уйдешь. Первой рабочей поездкой Памфиловой в должности стала поездка в Крым для выявления самых острых проблем региона. С тех пор правозащитная работа в Крыму идет полным ходом. 15 августа Элла Памфилова снова посетила Крым в качестве почетного гостя международного молодежного форума «Таврида».
На «Тавриде», собравшей более 1700 участников из большинства регионов России и 60 стран мира, 15 августа было посвящено теме гражданской активности. Многие участники форума неравнодушны к проблематике правозащитной деятельности и сами принимают участие в общественных проектах. Неудивительно, что лекция уполномоченного по правам человека вызвала живой интерес у молодых лидеров.
«Проблема в том, что в России фактически нет молодых пророссийски ориентированных общественных организаций, – говорит Элла Памфилова. – Тех, которые исходят из интересов конкретных людей и работают в своем городе, в своем регионе. Нет системы правозащитного общественного движения. Конечно, есть старые организации, которые выросли еще из диссидентов, но у этих людей особая психология. В России необходимо создать здоровое, нормальное правозащитное поле».
«Создать здоровое правозащитное поле» – это, очевидно, означает начать поддержку организаций, действительно заинтересованных в защите рядовых граждан. И в России, и в западных странах правозащитная деятельность и сами правозащитники нередко становятся инструментом в политических баталиях. Как известно, многие общественные организации, называя свою деятельность правозащитной, на самом деле отстаивают интересы политических или финансово-экономических групп.
Отсюда и возникает формулировка «пророссийски ориентированные правозащитники». Это те, кто действует в интересах российских граждан и России в целом. Проблема в том, что «права человека» часто противопоставляются «интересам государства» и риторика многих правозащитных организаций строится на борьбе с государственной системой. Однако, по мнению Эллы Памфиловой, это контрпродуктивная стратегия. Правозащитным организациям нужна другая, современная стратегия действий, основанная на разумном балансе интересов различных общественных субъектов.
«Если правозащитник, искренне желая помочь людям, критикует власть – его нужно поддерживать, – говорит омбудсмен. – Но превращать правозащиту в инструмент политических битв недопустимо. Высший класс – это когда есть баланс интересов личности, общества и государства. Например, отношения между бизнесом и экологией часто бывают конфликтными, но и бизнес может быть экологически ориентирован. Просто нужно находить общий язык. Баланс необходим и между правами человека и интересами государства. К примеру, если есть серьезная угроза национальной безопасности, не будет никаких условий для защиты личности», – подчеркнула Элла Памфилова.
Участники «Тавриды» задали уполномоченному по правам человека вопрос о перспективах гуманитарного коридора для вывоза больных детей с территории Украины. Выяснилось, что в последнее время ситуация с этим осложнилась. «Ничего определенного сказать сегодня не представляется возможным. Машины с гуманитарной помощью обстреливаются. Ситуация меняется не то чтобы ежедневно, а ежеминутно. Декларируется одно, делается же другое. Если говорить о детях, то нужно понимать, о какой категории конкретно идет речь. К примеру, детей-сирот из Украины вывести просто невозможно. На это нужно разрешение украинских властей», – прокомментировала Элла Памфилова.
К сожалению, несмотря на то что ситуация в Украине уже носит характер гуманитарной катастрофы, международные гуманитарные организации не слишком активно работают в зонах военных действий в Украине, так как это «не вписывается в их тренд». Элла Памфилова констатирует, что с европейскими правозащитными институтами у России сейчас сложились непростые отношения. Омбудсмен также назвала недавние решения Европейского суда по правам человека политизированными, однако выразила надежду, что позиция ЕС изменится и его правовые связи с Россией возобновятся: «В Европе появилась нетерпимость к инакомыслию. Толерантность, возведенная в ранг непримиримого ханжества, – это проблема. Там не хотят слышать позицию, которая не укладывается в их парадигму. Но не бывает такого, что только одна страна всегда неправа».