Владимиру Миклушевскому (слева) разонравились отечественные вертолеты. Фото с сайта www.miklushevskiy.ru
Администрация Приморья готова потратить почти 1 млрд руб. на приобретение двух вертолетов. Соответствующие запросы были обновлены на сайте госзакупок 18 мая. Если затея осуществится, то глава Приморья Владимир Миклушевский рискует побить рекорд бывшего главы Челябинской области Михаила Юревича, купившего за краевой счет вертолет Bell 429 за 289 млн руб.
В подкорректированных документах на сайте госзакупок говорится об «оказании услуг финансовой аренды (лизинга) воздушного судна» стоимостью по 456 млн руб. за каждую машину. Вертолеты должны быть переданы в лизинг в течение восьми месяцев со дня заключения договора, срок лизинга составляет 84 лизинговых периода, а размер аванса – 51 млн руб. Документация к конкурсу обновлялась несколько раз, сумма, которую чиновники намеревались изначально потратить на покупку дорогих игрушек, увеличилась в разы, но требования, заявленные к машинам, оставались прежними.
Путаная эпопея с покупками вертолетов началась в Приморье в прошлом году. Сначала планами купить за бюджетный счет две винтокрылые машины для санавиации поделился губернатор Приморья Владимир Миклушевский. «Это позволит быстро оказывать экстренную помощь людям, живущим в отдаленных районах», – поясняла позицию шефа пресс-служба. Сообщалось, что рассматривались варианты приобретения российского Ми-2 или зарубежного Eurocopter. «Машина способна приземляться в труднодоступной местности, поэтому незаменима для эвакуации пострадавших в природных и техногенных катастрофах. Вертолетом возможна быстрая перевозка больных на расстояние до 800 км», – сообщалось в пресс-релизе.
Но 14 декабря 2013 года на сайте госзакупок неожиданно появился запрос котировок на приобретение в лизинг двух вертолетов Bell 407GX и самолета DHC-6 Twin Otter Series 400. Приморская оппозиция, засомневавшаяся в том, что администрация намерена прикупить все же санитарные крылатые машины, подняла скандал. Повод был: судя по запросу котировок, чиновники намеревались купить за бюджетные деньги два вертолета стоимостью по 150 млн руб., а также самолет за 332 млн рублей.
Вопрос о дорогостоящей покупке тогда на заседании краевого парламента поднял член фракции КПРФ Евгений Бочаров. Он потребовал объяснить, из каких соображений сделан подобный выбор. «Стоимость одного американского вертолета составляет около 4,3 млн долл., самолет канадского производства стоит 9,6 млн долл.», – возмущался Бочаров. Для наглядности он даже зачитал рекламный проспект компании, предлагающий эту авиатехнику: «Вертолет Bell 407 – это ваш спортивный автомобиль в небе. Модель отлично подходит для путешествий по воздуху и отдыху в изысканной обстановке. Превосходно подходит для перелетов на дальние расстояния. Просторный VIP-салон с шестью пассажирскими местами оснащен широкими окнами, обеспечивающими панорамный обзор». По мнению парламентария, средства можно было бы расходовать иначе: вместо двух Bell 407 купить пять Ми-8, а вместо одного DHC-6 – десяток Ан-2.
В ответ вице-губернатор Александр Костенко напустил тумана, дескать, это не покупка, а лизинг, да и то лишь планы, а что в итоге будет куплено и будет ли куплено – неизвестно.
Позже в СМИ просочилась информация о том, что некто, с ФИО губернатора Приморья, в 2013 году прошел курс по программе первоначальной подготовки вертолетчиков-любителей в подмосковном НП «Аэроклуб Истра». Курсант В.В. Миклушевский налетал почти 30 часов. Им была оплачена первая ступень обучения (12 200 долл.). Согласно одному из счетов, он платил за обучение не сам: деньги пришли от Игоря Николаевича Сиротина. Человек с такими же данными – экс-проректор Дальневосточного федерального университета по связям с федеральными органами власти. Комментировать возможное совпадение пресс-служба краевой администрации не стала.
Но, несмотря на скандалы, губернатор так и не отказался от намерения купить крылатую технику. При этом панируемая сумма из бюджета на эти цели заметно подросла. Для экс-губернатора Челябинской области Михаила Юревича один вертолет Bell 429, купленный за 289 млн руб., стал своеобразной черной меткой. Он, кстати, также утверждал, что машина нужна краю для эвакуации больных и раненых с мест ДТП, а также авиаразведки.
Владивосток