Генералы Николай Рогожкин и Сергей Меликов стали полпредами президента. Фото РИА Новости
Вчера президент Владимир Путин произвел ряд значимых кадровых перестановок и назначений. Губернатор Красноярского края Лев Кузнецов возглавил созданное вчерашним указом главы государства Министерство по делам Северного Кавказа. Исполняющим обязанности губернатора Красноярского края стал теперь уже бывший полпред президента в Сибирском федеральном округе (СФО) Виктор Толоконский. Назначены новые полпреды в Сибирском и Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО).
СКФО возглавил командующий Объединенной группировкой войск на Северном Кавказе Сергей Меликов, а СФО – командующий Внутренними войсками МВД РФ Николай Рогожкин. Прежний полпред президента в СКФО Александр Хлопонин сохранил за собой должность вице-премьера в правительстве РФ.
Министерство по делам Северного Кавказа, по словам главы государства, создается для того, чтобы сосредоточить усилия федеральных властей на развитии данного региона. Ранее с подобными целями было создано Министерство по развитию Дальнего Востока. То есть регионом параллельно занимались две государственные структуры. Буквально на днях создано Министерство по делам Крыма. Но тут по крайней мере есть объяснение – полуостров стал российской территорией считанные недели назад. А ведь есть еще Министерство регионального развития.
«Министерство – исполнительная вертикаль, а полпредство – вертикаль президентская, – полагает, впрочем, гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин. – Поэтому диссонанса нет. Судя по всему, министерство будет заниматься хозяйственной частью, улучшением инвестиционного климата, помогая в этом главам республик, а полпредство сосредоточится на организации выборов и т.п.».
«Северный Кавказ – это отдельная история, особенно в связи с воссоединением с Крымом, – сказал «НГ» эксперт. – Территория страны становится более протяженной и менее управляемой. Именно поэтому и возникла необходимость для сегментирования ответственности и функций». Создание подобных министерств наравне с полпредствами, по словам Алексея Мухина, зависит от проблемности округа и его протяженности.
«Отставка Хлопонина означает, что результаты его деятельности не могут быть оценены на Северном Кавказе как успешные, – сказал «НГ» старший научный сотрудник Центра кавказских исследований МГИМО Вадим Муханов. – Это касается как социально-экономического, так и политического блоков, а главное, первейшей проблемы для региона – безопасности. Хлопонину не удалось нивелировать раскол, который существовал в культурной и образовательной сферах. И все это накапливалось, так что отставка Хлопонина была предсказуема. Его уход активно обсуждался в экспертном сообществе. Просто эксперты могли ошибаться со сроками. Но было ясно, что это кадровое решение будет принято после Олимпиады в Сочи. Так что старые методы – давайте возьмем успешного губернатора и бросим его на Кавказ – не работают. А ведь Хлопонин приходил в регион с репутацией антикризисного менеджера».
«Ситуация на Северном Кавказе не слишком изменилась, – объясняет эксперт назначение полпредом в СКФО генерала Сергея Меликова. – Террористическая активность достаточно высокая. Те проблемы, с которыми сталкивались и предшественники Хлопонина, не решены, даже пути их решения не были озвучены. Возможно, сделан упор на то, что новый полпред будет отвечать в силу своего опыта за военно-политическую составляющую, нести ответственность за вопрос безопасности, а новое министерство будет заниматься социально-экономическим развитием территорий».
Член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко назначение полпредом генерала Меликова не считает системным возвратом к прежней политике умиротворения Северного Кавказа при помощи администраторов-силовиков: «Там политика ходит по кругу.
А силовики всегда присутствовали и играли первую скрипку. Иногда это могло быть более заметно, иногда менее, но именно с их подачи приходилось говорить о стабильности в регионе, о том, можно ли там решать проблемы. Эта перестановка делает ситуацию естественнее и, прямо говоря, честнее. Накануне Нового года и Сочи-2014 на Кавказе говорили: пройдет Олимпиада, и вы увидите усиление силовой компоненты. Это и происходит, тем более что есть определенная эйфория от того, что на Играх не было ЧП и этого успеха добились силовыми методами. При этом создается министерство, и получается новая схема: Кузнецов занимается, так сказать, мирным трудом, но самым главным, то есть обеспечением безопасности, займется боевой генерал».
Эксперт полагает, что очень важно, как назначенные чиновники будут распределять обязанности: «Главнее, думаю, будет генерал, хотя бы потому, что для Кремля образец правления – Рамзан Кадыров. Другое дело, что Рамзан – исключение, но чиновникам хочется, чтобы везде было, как в Чечне». Что касается отставки Хлопонина, то, по словам Малашенко, это нельзя оценивать как неудачу: «Он шел на заведомо провальное место работы».
«Чтобы до конца и точно все оценить, нужно выяснить, чем Александр Хлопонин будет как вице-премьер заниматься, – сказал «НГ» гендиректор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев. – Если он станет вице-премьером без портфеля, то это будет утешительный приз: чтобы уважаемый человек не грустил. Но мне кажется, что работа в правительстве для него найдется». Вчера глава администрации президента Сергей Иванов не исключил, что Хлопонин по-прежнему будет курировать Северный Кавказ, а премьер-министр Дмитрий Медведев обещал озвучить круг обязанностей экс-полпреда позже.
«Не стоило Хлопонина посылать на Кавказ, – говорит Журавлев. – Другой опыт – он хозяйственник, бизнесмен. Похоже, не Хлопонина отставляют, а назначают генерала. На Кавказе нужен не экономист, а силовик. Кстати, так было и в Кабардино-Балкарии, где экономиста заменили на генерала МВД».
«Назначение Рогожкина мне не до конца понятно, – продолжает эксперт. – Я не вижу в Сибири проблем силового характера. Тем более что для командующего внутренними войсками это назначение повышением явно не является – это соизмеримые должности. Важно и то, кто стал новым главкомом внутренних войск. Вполне возможно, это назначение тоже связано с перемещением». Заметим, что главкомом стал заместитель Рогожкина Виктор Золотов, многие годы возглавлявший Службу безопасности президента.
Как известно, при создании в 2000 году института полпредов Владимир Путин сделал особую ставку на людей в погонах. Из семи полпредов пятеро носили генеральские погоны, причем двое прошли чеченскую кампанию. И если назначение генерала Меликова вполне понятно, так как Северный Кавказ по-прежнему остается горячим регионом, приход на пост полпреда в Сибирский округ главкома внутренних войск, также имеющего, кстати, опыт борьбы с боевиками, не очень понятен. Правда, было время, когда СФО уже возглавлял генерал – бывший начальник Генерального штаба Вооруженных сил Анатолий Квашнин. Но особых успехов на этом поприще генерал армии не добился. Как, впрочем, и большинство полпредов, выполнявших и выполняющих, за редким исключением, представительские функции.