В сожжении шин Петром Павленским у храма Спаса на Крови не нашли признаков правонарушения. Фото Reuters
Несколько десятков петербуржцев вчера ждали судов в отделах полиции, куда их привезли накануне вечером с Малой Садовой улицы. Там в понедельник проходила акция протеста против приговора по «болотному делу». В ней приняли участие около 300 человек, и задержан был практически каждый пятый, в том числе депутаты Заксобрания и пожилой профессор-филолог Александр Русаков. Впоследствии решено было отпустить всех, кроме одного, а 12 человек попали под суд.
История для Петербурга рутинная. Едва появляется первая информация о задержаниях, начинают работать группы волонтеров. Вот и в этот раз началась доставка еды, листов бумаги, образцов ходатайств для судов. Полицейские не знали, как отделаться от попавших к ним городских депутатов Максима Резника и Ольги Галкиной. Резник рассказал «НГ»: «Меня они практически выгнали, а Ольга Галкина уходить отказалась, она заявила, что проследит, чтобы в отношении остальных задержанных не нарушалась законность».
В отделе полиции оказалась и член городской Общественной наблюдательной комиссии, руководитель «Наблюдателей Петербурга» Александра Крыленкова. Она сказала «НГ», что особой грубости в отношении задержанных не было. Правда, из других точек приходили сведения, что «узников» не выпускали в туалет и отказывались передавать им пищу.
Крыленкову выпустили в 6 утра как маму малолетних детей. Это стало результатом работы «Группы помощи задержанным». Ночью функции «офицера штаба группы» выполнял правозащитник Динар Идрисов, утром его сменила Александра Крыленкова. Параллельно подключился аппарат городского омбудсмена Александра Шишлова.
Днем Идрисов разослал в Сетях молнию: «Дела об административных правонарушениях по ст. 19.3 ч. 1 и 20.2 ч. 5 КоАП РФ всех задержанных будут возвращены в составившие протоколы об административных правонарушениях отделы полиции для устранения существенных недостатков и противоречий законодательству. Определения о возврате дел без рассмотрения выносит дежурный судья Куйбышевского районного суда города Санкт-Петербурга. Возврат дел не предполагает возобновление мер административного задержания для де-юре освобожденных задержанных». Это значит, что повестка в суд может прийти людям лишь в случае, если полиция направит в суды дела повторно.
На самом деле устранение существенных недостатков давно назрело. Протоколы в таких случаях пишутся будто под копирку, в них присутствуют удивительные формулировки: «Находясь рядом с объектом пикетирования, высказывал свое мнение по вопросам общественно-политического характера» или «Выкрикивал антиправительственные лозунги «Россия будет свободной». Протоколы составляются небрежно.
Что касается самих задержаний, то Идрисов считает, что они отличались от аналогичных эпизодов прошлых лет: «Было огромное количество людей в штатском, а также явных провокаторов. Ну, титушек». Украинский мем, увы, входит в петербургский обиход. Кстати, вчера судья вернула без рассмотрения еще одно дело: по очередной акции небезызвестного Петра Павленского, решившего накануне жечь шины у храма Спаса на Крови. В зажженных шинах не нашли признаков правонарушения.
Однако органы, очевидно, считают, что от художников-перформансистов и от петербургских интеллигентов можно ожидать не только единичных шоу с горящими шинами. ГУВД собирается пресечь ввоз в город использованных автомобильных покрышек.
Санкт-Петербург