Очаг африканской чумы свиней (АЧС), обнаруженный в 150 км от российско-литовской границы, стал поводом для пресс-конференции руководства местного отделения Россельхознадзора. И.о. главы подразделения Андрей Иванов отметил, что для дикого кабана такое расстояние не препятствие и зараженные животные могут оказаться в России. В очередной раз было предложено перейти к уничтожению калининградской популяции диких свиней, поскольку массовый отстрел их сородичей на литовской территории приведет к миграции секачей в более спокойные места.
Пока ветеринары рассуждают о масштабах предстоящей внеплановой охоты на кабана – в одной Литве насчитывается 60 тыс. особей этого вида, а в Польше 250 тыс., – калининградские пищевики охвачены паникой.
Формально запрет на ввоз свинины в Россию введен только в отношении Литвы, фактически эмбарго действует в отношении всего Евросоюза, отметил «НГ» президент Ассоциации мясопроизводителей Калининградской области Роман Есипов. С 28 января Россельхознадзор отказался принимать ветеринарные сертификаты соответствия, выданные в странах ЕС. Между тем 200 мясоперерабатывающих предприятий региона получают 80% сырья из Европы. В их числе три крупнейших консервных предприятия, обеспечивающие выпуск 30% свиной тушенки в России. Пищевики уже начали останавливать заводы и готовы уволить 3 тыс. человек. Потеря работы грозит всем 10 тыс. работникам отрасли.
Пищевики не верят уверениям властей о защите местного поголовья от АЧС. Гендиректор завода «Балтпроммясо» Игорь Спетницкий напомнил «НГ», что очаги чумы регистрируются в самой России с 2007 года, когда мор начал распространяться из южных регионов страны. По его мнению, в фактическом эмбарго на ввоз свинины из ЕС больше политики, чем ветеринарии.
Другой собеседник «НГ», доцент кафедры экономики и предпринимательства Калининградского государственного технического университета Владимир Кузин заметил, что калининградской пищевой индустрии не повезло в очередной раз. В 2005 году были закрыты предприятия, занятые производством куриного фарша из импортного сырья. Без работы тогда осталось несколько тысяч человек. В 2012-м приказала долго жить местная масложировая промышленность, которую прикрыли в целях защиты «национального производителя». Калининградский бизнес выяснил, что в федеральных ведомствах его считают «иностранным», что вызвало не меньший шок, чем поиск в России производителей пальмового масла, которое использовали в качестве сырья работавшие в регионе предприятия. «Теперь, видимо, кому-то из переработчиков из внутренних частей страны не нравятся калининградские консервы», – предположил Кузин, отметив, что спад местной экономики ускорится после разразившегося в одной из основных ее отраслей кризиса.
Рядовые калининградцы уже почувствовали ухудшение ситуации на своем кошельке: за последнюю неделю цены на колбасу и прочие мясные изделия уже подскочила на 15%. Собеседники «НГ» из Ассоциации мясопроизводителей признали, что это только первая волна роста цен.
Калининград