Конфликты в муниципальной власти, которые в последнее время стали привычной деталью политического ландшафта Красноярского края, продолжаются. Четыре депутата Манского районного Совета написали обращение, в котором потребовали отставки главы района Сергея Белоножкина. Оппоненты главы района считают, что при его руководстве «ухудшились результаты социально-экономического развития» территории. Также авторы обращения обвиняют главу муниципалитета в том, что он большую часть времени проводит в Красноярске, а не в Манском районе. Представители краевой и районной власти утверждают, что обращение по официальным каналам к ним не поступало и что демарш является инициативой немногочисленной группы депутатов райсовета, который вряд ли станет основанием для отставки Сергея Белоножкина.
Возможно, конфликт в Манском районе и не дойдет до острой стадии, как это случилось в прошлом году в Абанском и Туруханском районах. Кризис власти в Абанском районе привел осенью прошлого года к роспуску райсовета. Близок к такому исходу и конфликт в Туруханском районе (см. «НГ» от 22.11.13). Там война между главой района Анатолием Гололедом и частью депутатов стала угрожать нормальной жизнедеятельности всего муниципального образования. Ситуация в этом северном районе обострилась настолько, что в декабре руководителю администрации губернатора края Сергею Пономаренко пришлось дважды вылетать в Туруханск, чтобы с помощью силовиков потушить страсти, которые уже сопровождались голодовками, митингами и угрозами отключения от теплоснабжения населенных пунктов. Хотя первому вице-губернатору удалось убедить муниципальных депутатов после многомесячной паузы провести сессию райсовета и принять бюджет на 2014 год, никто не дает гарантии, что в этом году битва не вспыхнет с новой силой.
«Так называемый муниципальный пожар в Красноярском крае обретает устрашающие масштабы. Когда за короткий промежуток времени в нескольких районах происходит открытое противостояние главы и депутатов районных советов, то впору говорить о тенденциозном характере явления. Это говорит и о результатах работы региональной власти в муниципалитетах, – полагает политолог Дмитрий Золотухин. – Наверное, Заксобранию стоит подготовить поправку в Федеральному закону № 131, которая предусматривала бы санкции к депутатам, по вине которых был инициирован роспуск представительного органа».
Представители оппозиции считают, что одной из причин перманентного кризиса в муниципалитетах края является низкое качество управленческих кадров. «Я часто езжу по региону и вижу, что работа в органах местной власти перестала быть престижной для умных и толковых людей. В итоге во власть идут те, кому она нужна лишь для реализации собственных интересов, – говорит депутат краевого Заксобрания эсэр Олег Пащенко. – Безусловно, эти пожары вспыхивают и по вине краевой власти, которой приходится их тушить, когда они уже в самом разгаре. А Москве не до муниципальных стычек в далекой Сибири. В Кремле замечают кризис, только когда на Болотной собираются сотни тысяч недовольных москвичей».
По мнению экспертов, Кремлю придется заниматься реформой системы местного самоуправления. «К муниципальным кризисам приводят не только просчеты местного и регионального руководства. Проблема в целом в неэффективности системы местного самоуправления, – отмечает политолог Юрий Москвич. – Прогнозирую, что руководству страны придется уходить от псевдодемократических фасадов и ограничить в органах местного самоуправления количество управленцев, принимающих ключевые решения. Руководители муниципалитетов должны подчиняться напрямую губернатору, что позволит создать устойчивую к кризисам систему власти, в которой не будет места кланам, сражающимся за скудные финансовые потоки».
Красноярск