Время, прошедшее с момента принятия 131 федерального закона, показало, что в России востребован институт местного самоуправления, однако сейчас законодательство нуждается в корректировке, заявил в пятницу, 6 декабря, президент Общероссийского конгресса муниципальных образований Степан Киричук.
Как пояснил Киричук, местное самоуправление выступает «пограничным» звеном между государством и обществом, поэтому можно говорить о некой его двойственности. «С одной стороны, местное самоуправление носит общественный характер, является институтом гражданского общества, способом самоорганизации населения. С другой стороны, оно признается низовым уровнем публичной власти», - заметил он.
По словам президента Общероссийского конгресса муниципальных образований, практический опыт тоже двоякий: в одних странах МСУ является обособленным от государственной власти институтом, а в других – некоторые его уровни могут исполнять функции государственного управления. «Как известно, в России была реализована модель, нашедшая отражение в Конституции РФ: МСУ реализует собственные конституционные функции и задачи, при этом его органы не входят в систему органов государственной власти», - пояснил Киричук.
Однако современная практика такова, что органы местного самоуправления одновременно решают местные вопросы жителей и являются низовым звеном системы государственной власти в случае реализации государственных полномочий, указал он. «Поэтому прозвучавшие предложения имеют право на жизнь и будут способствовать развитию местного самоуправления», - уверен Киричук.
В свою очередь, президент Союза городов Центра и Северо-Запада России, мэр Великого Новгорода Юрий Бобрышев рассказал об особенностях проблемы на примере родного города. «Город исполняет 68 государственных полномочий. И я лично считаю, что это не то что много, а нам не хватает полномочий. Есть полномочия, например, по благоустройству, организации торговли на территориях, которые уже по определению являются исключительно муниципальными», - пояснил он.
Бобрышев заметил, что рационально сохранить собственно местное самоуправление в чистом виде там, «где реально возможна самоорганизация населения для решения местных проблем», но в полной мере это осуществимо только в малых территориальных единицах, где население действительно способно непосредственно брать рычаги управления в свои руки.
«В крупных городах, это уже невозможно. Я считаю, что задачи должны решаться на том уровне, на котором их решение эффективно. Поэтому считаю уместным введение в России элементов зарубежной практики: избранный населением мэр города или глава района одновременно решает местные вопросы жителей и является низовым звеном системы государственной власти, обладая соответствующими полномочиями и обязательствами», - подчеркнул Бобрышев.
«В нашей стране вокруг системы местного самоуправления сложилась особая ситуация, - считает генеральный директор Международной ассамблеи столиц и крупных городов Владимир Селиванов. - По сути, у нас государственная власть заканчивается на уровне субъектов Федерации, а все остальное дальше – это необъятное поле местного самоуправления, которое, при этом, как бы обособлено от нее. Но люди то от этого страдать не должны, они вправе на своей территории получать полный пакет услуг: и те, которые предоставляет государственная власть, и те, которые предоставляет власть местная.
Между тем, во многих странах, и в Европе, избранный мэр города, глава муниципалитета автоматически становится частью государственного механизма. Он выступает сразу в двух ипостасях: и как глава местного самоуправления, и как представитель государственной власти на данной территории. Такая модель, в частности, действует во Франции, и многие страны взяли ее за основу. У нас же и вертикаль государственной власти до местного уровня не доходит, а местное самоуправление по большей части не настолько финансово обеспечено, чтобы решать вопросы на местах».
Идею корректировки законодательства о местном самоуправлении поддержал и исполнительный директор Ассоциации городов Поволжья Владимир Репринцев. «Тема перераспределения полномочий между регионом и муниципалитетами постоянно обсуждается на муниципальном уровне, в том числе и в нашей ассоциации», - рассказал он.
По словам Репринцева, если муниципальная власть будет отправлена на уровень поселений и районов в областных центрах, то это приблизит местную власть к людям. «Появится возможность принимать более грамотные управленческие решения, более взвешенные, с большим учетом мнения населения», - отметил он.
Репринцев также указал, что само население будет больше вовлечено в управление муниципальным образованием, повысится доступность услуг, оказываемых населению, улучшится управляемость.