фото пресс-службы губернатора Ставропольского края
На прошедшей встрече с атаманами казачьих обществ Ставропольского округа одним из главных вопросов было выдвижение кандидатур на пост атамана Терского войска. Глава региона Владимир Владимиров, который также считается возможным кандидатом в атаманы, призвал казаков «устранить негативные тенденции, наметившиеся в рядах терцев за последний год» и выразил заинтересованность в развитии сотрудничества краевой власти и казачества.
На 14 декабря этого года намечен Большой круг, который должен принять окончательное решение о том, кто станет атаманом. Предыдущий глава казаков Сергей Клименко в октябре подал рапорт об отставке. По его словам, на атаманов идет давление, а в казачестве наметился раскол. Год атаманства Клименко был очень противоречивым. СМИ до сих пор вспоминают Лермонтовский сход казаков, на котором было принято обращение к президенту РФ с просьбой передать казакам контроль над Кизлярским коньячным заводом, «Кавминкурортресурсами» и выделении на нужды общества 100 тыс га сельскохозяйственных угодий (см. «НГ» от 16. 10. 13).
Встреча с казаками в правительстве края проходила «без докладов и длинных речей». Владимир Владимиров призвал казаков подойти к этой теме взвешенно. В ней приняли участие Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл (Покровский), главный федеральный инспектор по Ставропольскому краю аппарата полпреда президента в СКФО Сергей Ушаков, депутаты краевой Думы.
«Сегодня у Ставропольского края особая миссия – объединять людей и укреплять мир и согласие на Кавказе. Перед нашим казачеством стоят те же самые задачи, а потому нам важно найти точки соприкосновения и прийти к единому мнению по всем вопросам», – сказал Владимиров. И продолжил: «Важнее всего определиться, какой именно работы вы ждёте от атамана, и на основе этого сформировать свое предложение».
Обсуждение кандидатур в атаманы проходило за закрытыми для СМИ дверями. Как стало известно «НГ», в числе кандидатов, кроме главы края, значится бывший федеральный инспектор, министр по восточным районам Ставрополья Александр Коробейников. Его кандидатуру ранее предложил митрополит Кирилл. В числе претендентов также – директор Ставропольского краевого казачьего центра Сергей Середа и атаман Минераловодского отдела казачьего войска Олег Губенко.
По мнению политолога, руководителя общественной организации «Русское единство Кавказа» (РЕКА) Сергея Попова, «кандидатура Клименко изначально не устраивала многих казаков, и власти пришлось даже применить административный ресурс для его избрания. Новый атаман попытался реализовывать свою программу, направленную на перемены в войске. Но натолкнулся на сопротивление войсковой верхушки из окружения бывшего атамана войска Василия Бондарева, пробывшего на своем посту 15 лет». Нового атамана, по словам Попова, будут выбирать с особой тщательностью.
Как сказал «НГ» Сергей Попов, по всей, видимости, глава региона Владимир Владимиров вряд ли сможет сразу занимать два кресла, да и пока он «пришлый» здесь. По меркам властей больше всего подойдет Александр Коробейников.
Между тем, говорит Попов, многое зависит и от самих казаков, которые, прежде чем избрать нового атамана, должны на своем Большом круге в декабре рассмотреть заявление самого Сергея Клименко. Выходит, что точку в уходе Сергея Клименко ставить еще рано. Если, конечно, в обмен на атаманство власти не пообещали ему другое кресло.
По мнению бывшего заместителя атамана Терского казачьего войска Михаила Середенко, вовсе необязательно, что кто-либо из названных в правительстве кандидатур станет атаманом, в том числе Александр Коробейников. Вряд ли за них проголосуют казаки, считает Середенко. Сегодня они стали другими – после «ухода» атамана Клименко у них появилось свое мнение. «К тому же не стоит забывать, что, кроме Ставрополья, в Терское казачье войско входят Кабардино-Балкария, Северная Осетия, Чечня, Дагестан. Возможно, они захотят проголосовать за своих выдвиженцев», – говорит Середенко.
По его словам, проблем у терского казачества немало. До сих пор в самом взрывоопасном регионе – на Ставрополье – нет ни одного кадетского казачьего корпуса. Да, есть казачьи классы, но это совсем другое, чем кадетский корпус. «В кадетском корпусе дают самое настоящее патриотическое воспитание, – говорит Михаил Середенко. – Почему государство противится созданию корпусов на Ставрополье – непонятно». Бывший заматамана считает, что требования Клименко были правильными, просто ему не дали развернуться, хотя сам полпред президента в СКФО Александр Хлопонин обещал казакам землю.
Как сообщал ранее Михаил Середенко, казакам, проживающим в дагестанском Кизляре, власти не дают квоты на ловлю рыбы: «Казаки вынуждены ловить рыбу нелегально, тем самым нарушая закон. В Дагестане практически нет ни одного русского, который бы не имел судимости, так как все русские там – браконьеры. Все, чтобы они ни делали в Дагестане – ловля рыбы, охота – все незаконно. Квоты даются исключительно дагестанцам. Почему не дают квоты на ловлю рыбы? Почему такая несправедливость к русским людям?».
К слову, обеспокоены судьбой Терского казачьего войска и атаманы Кавказской казачьей линии вольных казаков юга России во главе с атаманом Юрием Чурековым. Они считают, что новая повестка дня для казаков на федеральном уровне так и не выработана, что подтверждается расколом в Терском казачьем войске, которое понесло самые большие потери за последние 20 лет. Атамана Сергея Клименко, которого президент утвердил своим указом в декабре 2012 года, обвинили в конфронтации с аппаратом Александра Хлопонина (см. «НГ» от 18. 11. 13).
Ростов-на-Дону, Россия