Открытие Театра оперы и балета во Владивостоке переносилось несколько раз из-за недоделок. Фото с сайта www.arcada.com.ru
Намеченное на середину сентября открытие Приморского театра оперы и балета перенесено в очередной раз. Вокруг недостроенного к саммиту АТЭС-2012 учреждения культуры продолжаются скандалы. Сначала известный российский дирижер Евгений Шестаков в публичном послании критически оценил способности художественного руководителя театра и будущей труппы, теперь страсти разгораются по поводу положенной из краевого бюджета зарплаты артистам этого учреждения.Театр оперы и балета был самым амбициозным проектом, задуманным экс-губернатором Приморья Сергеем Дарькиным к международному форуму, прошедшему на острове Русском в сентябре прошлого года. Общая площадь здания – более 98 тыс. кв. м, строительный объем – 600 тыс. куб. м. Два зала театра – для драматических спектаклей и концертов, а также камерных спектаклей драматических групп – будут вмещать от 300 до 1500 зрителей. Площадь благоустройства составляет 7 тыс. кв. м, рядом автопарковка на 450 машин. Для образца взят Оперный театр в южнокорейском городе Кояне.
Сметная стоимость объекта – 2,5 млрд. руб. – к концу работ увеличилась почти вдвое. На содержание учреждения, по разным оценкам, придется выложить от 375 до 965 млн. руб., сколько оно заработает при обещанной стоимости билета не более чем в 700 руб. – неизвестно. Театр обещали сдать осенью 2011 года, но его открытие не раз переносилось (см. «НГ» от 27.04.12).
Худруком театра стал не лезущий за крепким словцом в карман известный дирижер Антон Лубченко. В телеэфире местной программы он анонсировал премьеру 11 сентября. Но сейчас грандиозное открытие губернатор Приморья Владимир Миклушевский обещает приурочить к 75-летию края, отмечаемому во второй половине октября.
Театр, находящийся на содержании краевой казны, сразит не только задуманным шоу (на открытие выделено 30 млн. руб.), приглашенными на премьеру мировыми звездами и фейерверком, но и зарплатами сотрудников. Согласно официальным документам, сообщают местные СМИ, зарплатный фонд учреждения составит более 14,2 млн. руб. при штате в 573 человека. Зарплата худрука с надбавками и коэффициентами – 170 тыс. руб., что ненамного отстает от губернаторской (около 200 тыс. руб.). Музыкантам оркестра назначено от 23 до 36 тыс. руб., артистам балета – 23–31 тыс. руб. Обслуживающий персонал – гардеробщики, костюмеры, уборщики и др. – будет получать до 15 тыс. руб. Музыкантам из оркестра краевого драмтеатра, где «заезжей примой» все еще работает жена экс-губернатора Приморья Лариса Белоброва, остается завидовать уборщице оперного конкурента: они получают менее 12 тыс. руб. Схожая ситуация и в Театре молодежи, а о работниках домов культуры, музыкальных школ и библиотек в районах края лучше не вспоминать.
Это не первый случай, когда еще недостроенному учреждению культуры приморцы перемывают косточки. Заслуженный деятель искусств РФ дирижер Евгений Шестаков недавно направил письмо губернатору, депутатам краевого парламента и членам правительства, в котором жестко раскритиковал набор театральной труппы – оркестра, балета, хора, вокалистов, а также действия руководства театра, получившего из краевого бюджета сотни миллионов рублей. «Набор в оркестр начал превращаться в пародию. Чтобы не сесть в лужу, зазывали в оркестр владивостокских музыкантов, тех, кто более или менее умеет играть. Таких набралось 30 человек, из которых 6–10 смогут играть в хорошем оркестре, остальным надо учиться, – пишет Шестаков. – В конкурсную комиссию был приглашен Феликс Кальман, декан музыкального факультета Дальневосточной государственной академии искусств (ДВГАИ), он был в шоке от происходящего, говорил, что нельзя брать балласт в оркестр, но его не слушали». Шестаков продолжает: «Во Владивостоке нет хормейстеров, артистов хора, имеющих профессиональный опыт, так как здесь никогда не было профессионального академического хора. Необходим всероссийский конкурс. Но кто приедет на зарплату в 20 тысяч рублей? Оптом взяли около 50 местных выпускников и студентов ДВГАИ, не имеющих опыта. Балетная труппа Театра оперы и балета – на уровне хора».
Шестаков резко оценивает и дирижерские способности худрука: «Я смотрел и слушал в Интернете многочисленные видео- и аудиозаписи Антона Лубченко. Только за записи с оркестром Оперного театра Улан-Удэ его надо лишать права дирижировать. Он не смог научить оркестр ритму, чистой интонации, качественному звуку. На мой взгляд, это издевательство над гениальной музыкой».
Скандалами вокруг театра озадачились краевые парламентарии, которые решили на отдельное заседание пригласить экспертов, чтобы разобраться, как формируется творческий коллектив и насколько эффективны менеджерские решения. «Нам удалось построить уникальное, красивейшее здание. Но с точки зрения того, как что там будет происходить, уже есть вопросы, – говорит председатель комитета по социальной политике и защите прав граждан Игорь Чемерис. – Нам не безразлично, каким будет театр».
Владивосток