Ирина Гусева, похоже, решила поменять мандат депутата областного парламента на мандат Думы Волгограда. Фото с официального сайта Волгоградской областной Думы
Накануне выборов в Волгограде назревает крупный скандал. Депутат областной Думы Ирина Гусева, которая возглавляет общепартийную часть списка кандидатов в гордуму и является одним из претендентов на пост главы города, подозревается в предоставлении незаконных преференций для предпринимателей. Не исключено, что проверять, продвигала ли (и если да, то на каком основании) депутат через своих однопартийцев льготы для частных предприятий, специализирующихся на организации питания в школах, придется прокуратуре.Город возможностей
Жители заволжских районов Волгоградской области после выборов 8 сентября останутся без своего депутата облдумы Ирины Гусевой, которая представляет этот избирательный округ в региональном парламенте не один созыв. Впрочем, несмотря на многолетнюю деятельность, назвать ее успешной проблематично, если учесть, что эти районы как были, так и остаются одними из самых проблемных в городе. Хотя, конечно же, это зависит не от одной Гусевой.
Впрочем, сегодня у Ирины Гусевой другие планы: она собирается, судя по всему, отказаться от мандата депутата областной Думы и получить мандат депутата городской Думы Волгограда. Ирина Михайловна далеко не пенсионерка, поэтому ее желание перестать мотаться по глубинке, осесть в региональном центре и поменять при этом уровень власти на нижестоящий представляется на первый взгляд странным. Однако, как пишут местные СМИ, амбиции Гусевой распространяются гораздо дальше депутатского кресла: она считается одним из претендентов на пост главы Волгограда. Город – не село, здесь больше возможностей.
Личными амбициями в таких ситуациях не обойдешься: нужны разного рода ресурсы, и немалые. У Ирины Гусевой, надо полагать, таких предвыборных ресурсов достаточно. И одним из залогов ее уверенности, судя по всему, является поддержка ее рядом депутатов и бизнесменов. Как известно, одно из направлений депутатской деятельности Гусевой – обеспечение школьников нормальным питанием. В Волгограде главный игрок в этой сфере – региональная общественная организация «Профессионалы социального питания и оздоровления населения города Волгограда и Волгоградской области». Этой структуре депутат уделяет особое внимание, о чем не раз сообщали местные средства массовой информации. Другое дело – к чему это внимание приводит.
На днях в адрес секретаря президиума генсовета партии Сергея Неверова поступило письмо неравнодушного волгоградца, члена «Единой России» П.Е. Пивоварова (копии направлены также на имя руководителя администрации президента Российской Федерации Сергея Иванова и прокурора Волгоградской области Владимира Чурикова). Как утверждает автор письма (копия документа имеется в редакции), на протяжении 2012–2013 годов Ирина Гусева постоянно лоббировала интересы отдельных предпринимателей, которые занимаются организацией школьного питания. И якобы с этой целью она оказывала определенное давление на депутатов при принятии ими решения городской Думы по освобождению данных субъектов от уплаты аренды за использование муниципального имущества. Изложенные в обращении утверждения могут, если, конечно же, они подтвердятся, стать основанием для проверки прокуратурой.
Бюджетная недостаточность
Проект решения Волгоградской городской Думы «О даче согласия на передачу в безвозмездное пользование объектов муниципального недвижимого и движимого имущества Волгограда лицам, с которыми по результатам конкурса или аукциона заключены муниципальные контракты на оказание услуг по организации питания в муниципальных образовательных учреждениях Волгограда» обсуждался на собрании фракции «Единая Россия» еще в феврале.
Текущая цена вопроса освобождения данных предприятий от арендной платы составляет, по подсчетам газеты «Имя Волгоград», более 7,44 млн. руб. Данные средства могли бы поступить на счета муниципальных образовательных учреждений и использоваться на нужды школ, что при дефицитном бюджете города-героя было бы явно не лишним. Парадокс еще и в том, что, потеряв этот источник дохода, образовательные учреждения не только вынуждены бессмысленно просить дополнительное бюджетное финансирование, но еще и, по всей видимости, оплачивать воду, электроэнергию и другие ресурсы, которые потребляют для извлечения коммерческой выгоды «удачливые» арендаторы.
При этом в последние годы городской департамент по образованию и подведомственные ему муниципальные образовательные учреждения активно приобретали новое оборудование для школьных столовых. В 2011 году на данные цели было направлено 17,67 млн. руб. бюджетных денег, в 2012 году – 6,99 млн. руб. Планировалось приобретение нового оборудования и в нынешнем году: по сути, по заказу «профессионалов социального питания». То есть частные предприятия, не понеся каких-либо материальных затрат на приобретение и ремонт оборудования, благодаря депутатам получают возможность безвозмездно использовать его для выполнения муниципального контракта.
Особенности муниципального контракта
Между тем проект решения «О даче согласия на передачу в безвозмездное пользование объектов муниципального недвижимого и движимого имущества Волгограда лицам, с которыми по результатам конкурса или аукциона заключены муниципальные контракты на оказание услуг по организации питания в муниципальных образовательных учреждениях Волгограда» не мог быть рассмотрен в принципе.
Дело в том, что на момент подготовки и поступления его в городскую Думу действовало ранее принятое решение Думы о приостановлении передачи всего имущества Волгограда в безвозмездное пользование. При подготовке проекта не было соблюдено законодательство в части принятия решения о передаче имущества конкретному субъекту, имеющему на это право. Сначала субъекту следовало выиграть конкурс и заключить контракт, в котором должна быть предусмотрена возможность передачи имущества в безвозмездное пользование. Однако на это требование закона администрация города почему-то закрыла глаза.
В проекте решения не было и экономического обоснования, в том числе в части перераспределения высвобождаемых денежных сумм для увеличения ассортимента и качества питания учащихся – в том самом объеме арендной платы, от которой субъект освобождался. Документы, из которых можно было сделать вывод, что высвобождаемая сумма денег пойдет именно на увеличение ассортимента и повышение качества продуктов для школьного питания, в гордуму Волгограда, несмотря на неоднократные требования, так и не поступили.
У бюджетного котла
Вопреки бюджетной логике и многочисленным «но» в апреле проект решения был принят. Видимо, близость предстоящих выборов все же сыграла свою роль. Тем временем у «Профессионалов социального питания и оздоровления населения города Волгограда и Волгоградской области» разыгрался аппетит. Не исключено, что освободившиеся денежные средства будут направлены на закупку термооборудования для доставки продуктов питания в буфеты-раздаточные муниципальных образовательных учреждений Волгограда. Получается, отдали «профессионалам» котлы, а они вместо лишнего мяса в котлеты озаботились своим материально-техническим обеспечением. Судя по всему, они очень рассчитывают на свое долгосрочное присутствие в школьных столовых.
В публичных выступлениях председатель комитета по социальной политике Волгоградской областной Думы Ирина Гусева любит вспоминать свое педагогическое прошлое, подчеркивая, что проблемы школы ей близки и понятны. Судя по волгоградским школам, путь от школьного до бюджетного котла она действительно хорошо знает.
На предвыборных плакатах, развешанных по всему Волгограду, Гусева многообещающе предлагает волгоградцам: «Сообщи о проблеме – решим ее вместе!» Однако, как пишет газета «Город героев», порой эти попытки завершаются ничем. Как рассказал изданию известный в Волгограде активист и блогер Алексей Ульянов, Ирина Михайловна отписывает обращения другим должностным лицам, отправляя просителей по бюрократическому кругу.
Остается вопрос: чьи проблемы решает в школьных столовых депутат и зачем она решила променять Заволжье на миллионный Волгоград.