Северяне ошиблись, рассчитывая, что укрупнение региона принесет им серьезные преференции. Фото ИТАР-ТАСС
Депутаты Заксобрания края от бывших автономных округов (Таймыра и Эвенкии) потребовали от регионального правительства принять меры по снижению цен на основные продукты питания и товары для жителей Енисейского Севера. На заседании комитета краевого парламента по делам Севера и коренных малочисленных народов, состоявшемся на минувшей неделе, парламентарии несколько раз возвращались к теме референдума по объединению края 2005 года, в ходе которого северянам обещали серьезно улучшить качество жизни. Однако с выполнением обещанного возникли проблемы.По оценкам северян, в межсезонье – промежуток между речной навигацией и доставкой товаров по зимним дорогам, когда приходится доставлять их самолетом, стоимость одного килограмма продуктов в среднем возрастает на 120 руб. Как сообщил депутат от Таймыра Николай Фокин, «в Хатанге цена литра молока может достигать 200 рублей. За 40 рублей его приобретает коммерсант в Красноярске, 160 рублей стоит его доставка. В результате молочко на Севере становится золотым».
Сейчас ценообразование в северных территориях регулируется специальным постановлением администрации края, которое появилось на свет в 2003 году. В нем, в частности, указаны предельные надбавки на хлеб. Однако этот документ не смог остановить резкий рост цен на продукты первой необходимости, который наблюдается в последние годы. Депутаты отмечают, что это постановление десятилетней давности на Енисейском Севере не выполняется, поскольку в момент его принятия округа еще были политически самостоятельными субъектами Федерации.
«Цены на Севере – это политический вопрос, затрагивающий итоги объединения, – подчеркивает председатель комитета Заксобрания, депутат от Эвенкии Анатолий Амосов. – Когда на Таймыр или в Эвенкию приезжают депутаты или губернатор, эта тема становится одной из основных на встречах с местными жителями. За 10 лет постановление потеряло свою актуальность. Достаточно сказать, что в нем не говорится о Таймыре и Эвенкии. Мы любим говорить об объединительном процессе, о едином экономическом пространстве, а ряд северных территорий выпадает из постановления о регулировании торговых надбавок». Депутаты потребовали от исполнительной власти региона создать рабочую группу по контролю за ценами в районах Севера. По словам Амосова, в нее должны войти парламентарии, министры краевого правительства и представители общественных организаций.
Дискуссии вокруг астрономических цен в бывших округах стали еще одним проявлением недовольства северян социально-экономическими последствиями объединения округов края, которое некоторые эксперты предпочитают называть «поглощением». В местной печати регулярно появляются открытые письма жителей Эвенкии к федеральной и краевой властям, которые указывают на то, что после референдума жизнь северян по ряду позиций ухудшилась (см. «НГ» от 30.05.12). Для недовольства есть основания. Например, кто-то додумался перевести налоговую службу Эвенкии из Туры (столицы Эвенкии) в поселок Емельяново (населенный пункт под Красноярском), что создало огромные проблемы для северян, которым сегодня, чтобы получить нужную справку, приходится лететь за 3399 километров! Идут сокращения и в ряде других федеральных и краевых госструктур.
Наблюдатели полагают, что проблемы северян носят системный характер. «Опыт последних десятилетий четко показал, что в условиях Крайнего Севера рыночные законы не работают. Приемлемые цены на основные товары для жителей Таймыра и Эвенкии могут быть только в том случае, если будет организована система госзаказа с дотацией из регионального бюджета, – говорит политолог Сергей Комарицын. – Ну а сам всплеск недовольства северных депутатов не случаен. Стратегическая ошибка краевой власти заключается в том, что Таймыр и Эвенкию приравняли к обычным районам. Если экс-округам де-факто не вернут особый статус, то политическое противостояние Красноярска и Енисейского Севера будет только нарастать». По мнению Комарицына, для начала руководству края не мешало бы создать пост заместителя губернатора по делам Севера.
Красноярск