Виктор Иванов готов бороться с наркоугрозой не только на территории России. Фото РИА Новости
Россия инициирует новые направления борьбы с наркотрафиком как одной из главных угроз, которая возникнет после вывода из Афганистана в 2014 году иностранных войск. На открывающемся сегодня неформальном саммите глав государств Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) президент РФ Владимир Путин предложит ряд прорывных шагов, которые в ближайшее время должны значительно уменьшить транзит героина и других наркотиков из Афганистана в Россию и другие страны ОДКБ.В частности, глава России, по данным «НГ», обнародует идею ликвидации наркотрафика не только на территориях стран СНГ, но и уничтожения его, как говорится, в зародыше, то есть в Афганистане. Как сообщают источники в Федеральной службе РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН), после вывода сил НАТО и США из этой страны службам и Силам коллективной обороны ОДКБ совместно с заинтересованными государствами будет предложено приступить к физическому уничтожению складов, лабораторий, фабрик и плантаций мака в Афганистане.
Эта идея впервые была озвучена председателем Государственного антинаркотического комитета, директором ФСКН Виктором Ивановым на Международной конференции по Афганистану в Москве в апреле 2013 года. Тогда при поддержке Кремля и российского правительства Иванов предложил «трем ключевым региональным державам – России, Ирану и Пакистану – разработать в кратчайшие сроки совместно с Афганистаном антинаркотическую стратегию, которая позволит скоординировать общие действия и приступить к практической ликвидации планетарного наркопроизводства в Афганистане». Теперь, похоже, эти инициативы будет реализовывать ОДКБ, и тем самым организация займется конкретным делом и станет головной структурой в международной борьбе с наркотическим злом.
По мнению Иванова, именно героин является первопричиной всех исходящих угроз, которые следует ожидать в ближайшее время из Афганистана. «Афганское наркопроизводство превратилось в генератор всего спектра угроз, системообразующий фактор военно-политической ситуации во всей Евразии», – отмечает он. Однако Иванов считает, что «рассуждения о том, что уход основной части войск НАТО стимулирует увеличение объемов производства наркотиков в Афганистане, не учитывают того фундаментального факта, что уже действующие производственные мощности наркоинфраструктуры являются запредельными, по сути, разрушающими и политически, и биологически Евразию». Иванов уверен, что «вопрос надо ставить не о сдерживании и без того запредельного трафика наркотиков, а о кардинальном – поистине революционном – снижении наркопроизводства в Афганистане как минимум в 10 раз». Без силового вмешательства это сделать невозможно.
Но вот вопрос: почему Россия ранее не инициировала такие шаги? В ФСКН объяснили, что в Афганистане с 2001 года и по настоящее время действуют силы НАТО и США, которые проводят вооруженные операции против религиозных экстремистов. Таким образом, экспорт в эту страну третьей силы, ведущей борьбу с наркопроизводством, конечно же, практически пока невыполним.
Между тем, как сообщает Иванов, «после начала операции «Несокрушимая свобода» рост объемов производства героина в Афганистане вырос более чем в 40 раз! От афганского героина в мире погибли более миллиона человек, более того, в транснациональную организованную преступность от продажи героина инвестировано более триллиона долларов. Борясь с талибами, натовцы и США инициировали рождение другого зла – героинового».
И это зло после ухода иностранных войск из Афганистана надо победить. ФСКН предлагает не только силовые, но и гуманитарные методы борьбы. Неделю назад, выступая в Госдуме, Иванов предложил создать госкорпорацию по развитию Центральной Азии. По его словам, корпорация поможет отвлечь население ряда республик СНГ от участия в незаконной торговле наркотиками в России. «Я говорил на этот счет с главами правительств Казахстана, Таджикистана, они поддерживают идею подобной корпорации», – отметил Иванов. Глава ФСКН предлагает экономические проекты и для Афганистана, с подключением не только ОДКБ, но и других международных авторитетных организаций, таких как ООН, ШОС и т.п.
«Борьба с наркотрафиком со стороны стран ОДКБ, конечно же, должна быть более эффективной. Но транзит героина и других видов наркотиков проходит не только через страны, входящие в систему коллективной обороны. Поэтому вполне очевидно, что уничтожать эту заразу эффективнее в самом Афганистане. Конечно же, такая деятельность потребует значительных средств и сил, в том числе и военных. И здесь участие международных институтов желательно для России и ее союзников. Только широкая антинаркотическая коалиция сможет победить это зло в мире», – полагает член-корреспондент Академии военных наук полковник Эдуард Родюков.
С Родюковым согласен президент Академии геополитических проблем генерал-полковник Леонид Ивашов. Он считает, что России в одиночку и даже с союзниками по ОДКБ проблемы безопасности и борьбы с наркотрафиком не решить: «Необходимо к этому процессу подключать страны ШОС, а также страны, которые являются наблюдателями в этой организации, – Индию, Пакистан, Иран и сам Афганистан». По мнению генерала, «помимо организации собственно антинаркотической борьбы должна быть сформирована широкая программа гуманитарной и экономической помощи Афганистану. Должны создаваться рабочие места, чтобы для дехкан, которые трудятся на маковых плантациях, были альтернативные перспективы для производства нужной для населения и на экспорт сельскохозяйственной продукции».