Между этими снимками 10 лет и тысячи километров. Но как похожи челябинский болид и шаттл «Колумбия». Фото с сайта www.chelyabinsk.ru, фото NASA
Три месяца назад, 15 февраля, над Челябинском пролетел болид, оставивший густой белый след и ряд загадок. Во-первых, сам след, абсолютно идентичный реверсивному (конденсационному) следу реактивного самолета или ракеты, больше свидетельствовал о своем техногенном происхождении, чем о внеземном. Во-вторых, вспыхнувший ярчайший клубок огня позади летящего болида, разделившегося перед этим надвое, – тоже не получил никакого объяснения со стороны ученых. В-третьих, в конце траектории движения крупные обломки должны были упасть на землю, оставив кратер, но этого не произошло. Хотя с крупными метеоритами такого в принципе быть не может.Поскольку ученые отказываются дать обоснованные ответы на эти три вопроса, общество само ищет разгадку феномена. В настоящее время есть три версии техногенного происхождения челябинского небесного феномена: неудачные испытания ракеты, аварийный вход в атмосферу космического аппарата и НЛО.
Вариант с НЛО рассматривать не будем, потому что нет смысла рассуждать о том, что не поддается опознанию, следовательно, не существует как объективная реальность. Версия испытаний гиперзвуковой ракеты была изложена в номере «НГ» от 9.04.2013 («Тайна челябинского метеорита раскрыта?»). Никто версию доказательно не опроверг, в основном звучали заявления, что это фантазия автора. Но автор и не заявлял, что это правда. Версия – это и есть в определенной мере фантазия, но основанная на законах физики и современных достижениях технологии и техники. И если прототип российской гиперзвуковой ракеты, в отличие от американского, не представлен широкой публике, это не значит, что он гипотетически не может существовать.
Теперь следует рассмотреть вторую версию техногенного происхождения челябинского болида – авария космического аппарата. Если угодно, это фантазия автора, но в основе ее лежат реальные события, запротоколированные и подтвержденные самыми серьезными научными и уполномоченными государственными структурами.
Хроника катастрофы
Яркая вспышка и последующая ударная волна обрушились на Челябинск около 9 часов утра. А теперь подлинный, только сильно сокращенный хронометраж с точностью до секунды, составленный специалистами Американского национального космического агентства (НАСА). Время местное. Число Маха – в упрощенном виде равно скорости звука. То есть 20 Маха – это не менее 6 км/сек.
8:44:09 — Условная точка входа космического аппарата в плотные слои атмосферы. Условно считается, что вход происходит при снижении до высоты 120 км. Трение о воздух начинает нагревать передние кромки космического аппарата. Температура в типичном случае в течение следующих 6 минут постепенно возрастает до 1400 градусов Цельсия.
8:50:53 — Космический аппарат входит в десятиминутный период, во время которого его корпус подвергается наиболее тяжелым тепловым нагрузкам. Скорость: 24,1 Маха; высота: 74 км.
8:52:00 – Температура в этот момент обычно достигает 1450 градусов Цельсия.
8:53:26 – Скорость: 23 Маха; высота: 70,6 км. В этот момент температура начинает превышать 1540 градусов.
8:53:46 – Скорость: 22,8 Маха; высота: 70,2 км. Окружающая космический аппарат плазма внезапно увеличивает яркость своего свечения, в ярком газовом шлейфе корабля происходит сильный электрический разряд. В последующие 23 секунды подобное явление произойдет еще четырежды, что отметят наблюдатели.
08:54:25 – Скорость: 22,5 Маха; высота: 69,3 км. В этот момент наблюдатели отмечают яркую вспышку.
8:55:00 — Спустя примерно 11 минут после входа космического аппарата в плотные слои атмосферы нагрев обычно достигает 1650 градусов.
8:55:32 – Скорость: 21,8 Маха; высота: 68 км.
8:56:45 – Скорость: 20,9 Маха; высота: 66,8 км.
8:58:20 – Скорость: 19,5 Маха; высота: 64 км.
9:00:18 — Видеосъемка, сделанная наземными наблюдателями, показывает, что в этот момент объект разваливается на части.
9:05 — Жители сообщили о сильном звуке взрыва и ударной волне.
Катастрофа произошла при скорости 20 000 км/час, на высоте около 63 км. Местные жители наблюдали белую полосу, оставляемую в небе космическим аппаратом. При этом было видно, что он развалился на две части.
Не правда ли, это очень точное описание челябинского феномена? Хотя на самом деле время местное указано для Восточного побережья США, а хронометраж относится к 1 февраля 2003 года и последовательно описывает катастрофу шаттла «Колумбия». Если же сравнить видеозаписи, сделанные в Челябинске и с территории Техаса, совпадение следов в небе просто поразительное. Особенно с того момента, когда оба космических объекта разваливаются надвое. Аналогия между ними возникает прямая.
Есть прямой аналог и у вспышки (взрыва) позади челябинского объекта. Это видеозаписи и официальные отчеты НАСА о гибели другого шаттла – «Челленджер» 28 января 1986 года. Считается, что он взорвался на 74-й секунде полета. На самом деле корабль не взрывался. Ошибка произошла по вине СМИ, которые первые впечатления от происшедшего возвели в абсолют.
При взлете «Челленджера» случилось следующее. Правый твердотопливный ускоритель оторвался от гигантского топливного бака, к которому крепился также и шаттл. Внутри бака толстая перегородка делила объем пополам. В одной половине находился сжиженный водород, в другой – сжиженный кислород. То есть топливо и окислитель, без которого топливо гореть не будет.
Сорвавшийся ускоритель пробивает бак, наружу вырывается огромное облако водорода и кислорода. Смешавшись, они образуют гремучую смесь, которая вспыхивает, образуя клубок огня диаметром более километра. Эту вспышку зрители принимают за взрыв. Но «Челленджер» еще цел и продолжает взлет на скорости 2 Маха. Однако он неуправляем, его разворачивает боком, и динамические перегрузки приводят к разрушению. Все происходит меньше, чем за секунду. У шаттла отрывает хвост и крылья, он разваливается на две части – пилотируемый отсек с астронавтами внутри и двигательный отсек. С высоты 13,8 км они падают в море и разбиваются о водную поверхность.
При замедленном просмотре челябинских видеозаписей видно, как реверсивный след летящего объекта неожиданно вспучивается огромным белым облаком, а затем оно вспыхивает ярко-красным огнем. Все происходит точь-в-точь, как при катастрофе «Челленджера». При этом развалившийся надвое объект продолжает полет прежним курсом в сторону городов Златоуст и Миасс.
Следов не осталось
Теперь впору задать вопрос об упавших обломках и образовавшемся при этом кратере. После катастрофы «Колумбии» на территории нескольких штатов было собрано 84 тыс. обломков и мелких частиц корабля. Они лежали в полосе длиной 150 км и шириной от 16 до 35 км. Однако расчетная посадочная масса «Колумбии» – 84,4 тонны. А, например, масса грузового автоматического корабля «Прогресс-М-12М», потерпевшего аварию при запуске 24 августа 2011 года, всего 7 тонн.
Когда из-за неполадок «Прогресс-М-12М» с третьей ступенью ракеты-носителя «Протон» не вышли на расчетную орбиту, сразу было объявлено, что их обломки упали в Алтайском крае. Тут же появились потерпевшие, требующие денежных компенсаций, а местные власти объявили об экологическом бедствии. Однако после трех недель интенсивных поисковых работ далеко от предполагаемого места падения обломков в Горном Алтае был найден лишь лоскут тонкого алюминия с надписями, свидетельствующими, что это упаковка от рационов питания. Сохранившийся номер партии позволил установить, что это остатки груза того самого «Прогресс-М-12М». На этом поиски прекратили в связи с полной бесполезностью.
Стена цеха, построенного почти 70 лет назад, не выдержала ударной волны. Фото Reuters |
Сомнительно, чтобы служба безопасности государства так озаботилась какими-то камнями с неба. А вот если челябинский объект имел техногенное происхождение, расследовать данное обстоятельство – прямая обязанность ФСБ. А то мало ли что прилетит в Россию с непонятной целью. Не исключено, что сотрудники ФСБ изначально было сориентированы на поиск остатков космического аппарата и свою миссию успешно выполнили без лишнего информационного шума. В таком случае честь им и хвала!
В поисках несуществующего
21 марта на семинаре в Астрономическом институте имени Штернберга заместитель главы лаборатории метеоритики Института геохимии и аналитической химии имени Вернадского РАН (ГЕОХИ) Дмитрий Бадюков заявил, что, по расчетам сотрудников лаборатории, масса самого крупного фрагмента челябинского метеорита, который пока не найден, может составлять до 10 тонн, а размер — несколько метров.
Однако на примере Сихотэ-Алинского метеорита можно видеть, что обломок весом в тонну-полторы оставляет кратер 20 метров диаметром и несколько метров глубиной. Южный Урал вовсе не такое глухое место, где никто не услышал бы грохот удара и не увидел бы столб взметнувшейся пыли и пара среди бела дня. Да и с вертолетов подобный свежий кратер на снежном фоне наблюдатели точно не пропустили бы.
Вместо реального метеоритного кратера местные власти и представители МЧС предложили круглую прорубь на озере Чебаркуль. Полынья эта находится в 80 км в стороне от точно установленной траектории полета челябинского объекта. Примечательно, что она находится как раз над зимовальной ямой, где на зиму скапливается рыба. Судя по остаткам ила и водорослей по краям проруби, кто-то успел там пошерудить на дне сеткой.
Ученые из Екатеринбурга подобрали на льду Чебаркуля полтора десятка песчинок размером меньше миллиметра. После небольшого исследования они объявили, что это осколки метеорита – обычный хондрит, от слова «хондры». Хондрами называются круглые образования внутри камня, характерные только для очень древних горных пород возрастом 4,5 млрд. лет. Это время образования Солнечной системы, в том числе Земли. В верхних слоях Земли таких пород нет. Хондры бывают микроскопическими, тогда трудно ручаться за их внеземное происхождение. Но чаще бывают величиной больше этих самых песчинок, видны невооруженным глазом, и тогда метеоритное происхождение вещества сомнения не вызывает. К сожалению, ученые до сих пор не удосужились выложить в Интернет качественные снимки срезов метеорита с хорошо различимыми хондрами и соответствующими комментариями.
Гораздо больше похожими на метеориты оказались мелкие каменные осколки, сразу прозванные «горохом» за их малые размеры. Единственное, что смущает – трещины в них. Считается, что в метеоритах пустот и трещин быть не может, их по этим трещинам разрывает еще в полете. Еще одна странность: весь «горох» выпал лишь в нескольких местах, довольно небольшими пятнами, чрезвычайно удачно приуроченными к дороге и просеке возле двух соседних поселков – Еманжелинское и Депутатский.
Столкновение
Осколки выпали в середине траектории небесного объекта, зато конечной точки полета не достиг ни один. Это противоречие, как и ряд других, снимается лишь одним предположением – космических объектов было два. Первый – неизвестный космический аппарат массой несколько тонн, второй – каменный метеорит массой несколько десятков килограммов. И этот метеорит сбил космический корабль с орбиты, столкнул в земную атмосферу.
Столкновение произошло еще в космосе. Движущийся в попутном направлении метеорит догнал космический аппарат, врезался в него, и дальше они летели уже вместе, постепенно снижаясь. В земной атмосфере космический аппарат стал разрушаться и наконец разломился на части. Два крупных обломка продолжили горизонтальный полет в прежнем направлении, быстро сгорая в атмосфере. А разрушившийся до мелких осколков метеорит продолжил движение по своей траектории к Земле, выпав пятнами «гороха» в районе сел Еманжелинское и Депутатский.
Эта версия полностью отвечает на все неудобные вопросы и снимает все противоречия. В том числе главное: техногенный след метеороида в небе и выпадение космических хондритов в середине его траектории. Что касается круглой полыньи на льду озера Чебаркуль, оставим ее на усмотрение местных властей, которым, наверное, тоже хочется привлечь побольше туристов. Впрочем, лед на озере скоро растает полностью, а не только у берегов…
Вполне закономерен вопрос: что за космический аппарат оказался сбит метеоритом над Уралом? Конкретно ответить сложно. Вокруг Земли вращается более пяти тысяч неработающих спутников. Прибавим к ним разгонные блоки и ступени ракет-носителей, количество которых исчисляется, вероятно, сотнями. Одни постепенно сходят с орбиты и сгорают, но к ним добавляются новые, выработавшие ресурс. Им уже так тесно, что периодически сталкиваются друг с другом. Среди этих спутников немалое число тяжелых, массой в несколько тонн. Некоторые кружат вокруг Земли уже 20–30 лет, а то и больше.
За этим космическим мусором ведется наблюдение. Однако Россия в этом отношении серьезно уступает США. После полной потери всего космического флота – более 20 кораблей, которые круглосуточно следили за небом из разных точек Мирового океана, Роскосмос даже за собственными космическими аппаратами может наблюдать лишь с территории России. Свою систему наблюдения имеют Войска воздушно-космической обороны РФ, но они никогда не делятся информацией. Возможно, военные США и НАСА, более тщательно наблюдающие за космосом, могли бы пролить свет на этот вопрос. Но и они предпочитают подобные сведения не разглашать, чтобы не раскрывать свои возможности.
Но иногда американцы свои возможности демонстрируют. Например, когда специалисты Роскосмоса бойко сообщают, что космический аппарат не вышел на расчетную орбиту, но связь устанавливается. Тут американцы и заявляют, что аппарат уже пополнил «тихоокеанскую» группировку. И оказываются правы.
Шансы случайному метеориту попасть в один из пяти тысяч мертвых спутников очень велики, как и в несколько сотен работающих. За почти 60 лет освоения человечеством космического пространства подобные инциденты случались, просто не столь масштабные. Совсем недавно, 30 апреля, небольшой метеорит пробил панель солнечной батареи Международной космической станции. «Хорошо, что он не попал в корпуск», — написал в Twitter канадский астронавт Крис Хэдфилд (Chris Hadfield), разместивший там же снимок продырявленной батареи.
Неудобная версия
Версия столкновения космического аппарата и метеорита, логично все расставляет по своим местам, удовлетворяя как сторонников техногенного характера челябинского феномена, так и ученое сообщество, восторженно исследовавшее черные горошины внеземного происхождения. Хотя ученым, наверное, будет обидно, что крупных осколков так и не найдут никогда.
Гораздо больше будут разочарованы лоббисты системы защиты Земли от космической опасности стоимостью в десятки миллиардов рублей. В партнеры приглашался весь мир, в первую очередь США. Но Соединенные Штаты, где всего два телескопа вполне успешно отслеживают все потенциально опасные небесные тела, посчитали дополнительные расходы на созерцание неба излишними. Понятно, что отечественные лоббисты системы защиты не успокоятся в борьбе за бюджетные деньги, и для них челябинский феномен с выбиванием оконных рам является сильным аргументом. Если же принять версию о столкновении небольшого метеорита с большим искусственным спутником, аргумент исчезнет. И окажется, что спасать Землю надо от космического мусора. И тогда уже оживятся лоббисты предприятий Роскосмоса.
Не понравится эта версия и местным челябинским властям. Они 15 февраля уже через три часа после воздушной волны озвучили сумму ущерба – 1 млрд. руб., но спустя полтора месяца удалось задокументировать и «осметить» только 490 млн. руб. Реальные затраты на компенсации гражданам и ремонтные работы неизвестны.
С другой стороны, мечта о привлечении многомиллионных масс туристов приобретает дополнительное дыхание. Понравится она и местным жителям, набравшим килограммы «гороха» космического происхождения, а также тонны шлаков и камней.
Хотелось бы услышать аргументацию тех, кто не согласен с представленной версией. Естественно, с ответами на три вопроса, заданных в начале статьи. Потому что возражение вроде «это всего лишь фантазии» лишь демонстрируют научное бессилие.
Впрочем, ученые, наверное, заняты выбиванием средств на летние экспедиции по поиску крупных осколков метеорита «Челябинск». Их можно понять. Десятки тысяч уральцев отдыхают летом на озерах Южного Урала: солнце, как в Крыму, прозрачная вода, как в Байкале, только теплая, чистый таежный воздух, рыбалка, ягоды, грибы. Теперь вот еще и метеориты. Рай, истинный рай! Если б не комары…