0
8221
Газета Регионы России Интернет-версия

18.04.2013 00:01:00

КАРТ-БЛАНШ. Муфтий Татарстана готов к перемирию с радикалами

Глеб Постнов
Собственный корреспондент "НГ" в Татарстане

Об авторе: Глеб Александрович Постнов – собственный корреспондент «НГ» в Татарстане.

Тэги: татарстан, муфтий, ислам, радикалы


татарстан, муфтий, ислам, радикалы Фото с сайта Духовного Управления Мусульман Республики Татарстан

Вчера внеочередной съезд мусульман Татарстана вполне предсказуемым большинством голосов утвердил на посту нового муфтия республики 28-летнего Камиля Самигуллина, объявив таким образом перемирие официального исламского духовенства региона с мусульманами радикального толка. Напомним, что прежний глава Духовного управления мусульман Татарстана Ильдус Файзов был вынужден покинуть свое кресло в связи с состоянием здоровья, в буквальном смысле слова подорванным в результате взрыва, ставшего итогом его длительной и изнуряющей борьбы с религиозными экстремистами в Татарстане.
Новый муфтий не собирается продолжать джихад с радикалами теми же методами, что и Файзов. Об этом сам Камиль Самигуллин заявил на встрече с журналистами, последовавшей сразу после мусульманского съезда. «У нас тут не Северный Кавказ, – пояснил он, – мы обо всем сумеем договориться за чашкой чая». Однако сразу добавил, что если кто-то откажется пить чай с новым муфтием, открыто заявляющим о своей приверженности традиционному для татар исламу ханафитского мазхаба, с теми, мол, и диалога не будет. А что же останется?
Очевидно, что методы, которые использовал Ильдус Файзов в своей борьбе с религиозными радикалами, которые поставили умму на грань раскола и едва не стоили жизни самому автору кампании деваххабизации мусульманского духовенства Татарстана, будут в корне отличаться от инструментария нынешнего муфтия. При этом сами братья-мусульмане радикального толка едва ли обидятся, если муфтий откажется пить с ними чай. У этих людей свои методы ведения диалога с теми, кто не желает воспринимать их видение ислама. Эти методы были многократно продемонстрированы ими в течение всего 2012 года. Чего стоит один только июльский теракт, в результате которого был убит начальник учебного отдела татарстанского муфтията Валиулла Якупов. Не говоря уже о бойне на казанской улице Химиков осенью или самоликвидации террористов под Казанью, готовивших, по информации оперативников, еще один теракт в столице Татарстана летом все того же 2012 года.
Понимает ли Камиль Самигуллин всю опасность создавшегося положения? Безусловно, да. Адекватное восприятие новым муфтием сложившейся ситуации, при которой часть мусульман Татарстана является активными сторонниками радикальных исламских течений, подтверждает, в частности, появившаяся примерно за месяц до внеочередного съезда мусульман информация о том, что в случае победы Камиля Самигуллина в борьбе за пост муфтия в Совет улемов (богословский совет муфтията. – «НГ») должны войти люди, симпатизирующие религиозным экстремистам. Конкретно, речь шла об имаме Соборной мечети Нижнекамска Юсуфе Давлетшине, которого некоторые имамы-ханафиты называют сторонником радикальных идей. Как сообщили «НГ» источники, близкие к руководству татарстанского муфтията, таким образом планируется решить сразу две задачи: во-первых, убрать из Нижнекамска – города, являющегося анклавом исламских радикалов в Татарстане, – неоднозначную религиозную фигуру, формально повысив ее по службе, но лишив реальной власти. Во-вторых, продемонстрировать готовность обновленного руководства Духовного управления мусульман Татарстана (ДУМ) вести диалог со сторонниками экстремистских исламских течений. Сам муфтий отказался прокомментировать информацию о планах удушения радикалов в объятиях новой духовной власти, заявив корреспонденту «НГ», что вопрос о кадровых рокировках в Нижнекамске будет решаться во время личной поездки муфтия в этот город.
И все же часть экспертов, анализирующих этнорелигиозную обстановку в Татарстане, уже получила повод для беспокойства, вызванного кадровой политикой Камиля Самигуллина, указав на мухтасиба города Бугульмы Рустама Хайруллина, который стал одним из замов муфтия. Мухтасиб-де является родным племянником Гусмана Исхакова, бывшего главой ДУМ до прихода к власти Ильдуса Файзова, а это якобы уже дает повод говорить о реальном возвращении в духовную власть в Татарстане сторонников экстремизма. Ведь именно при Гусмане Исхакове, как опять-таки уверяют эксперты, в республику стали сотнями проникать проповедники идей так называемого чистого ислама, которым муфтият обеспечивал спокойные условия для работы.
Неожиданный кадровый ход муфтия Камиля Самигуллина на фоне его молчания относительно кадровых замен в Нижнекамске и неготовности к жестким мерам в отношении сторонников экстремистских исламских идей действительно вызывает вопросы. Главным из которых по-прежнему остается то, как воспримут татарские мусульмане радикального толка планы перемирия, объявленные новой духовной властью, – как силу или слабость молодого муфтия? Вполне понятно, что перед новым лидером мусульман Татарстана поставлена задача заключить мир с религиозными радикалами перед Универсиадой-2013. Однако до сих пор любые попытки пойти на компромисс с религиозными фанатиками в Татарстане заканчивались печально. 

Казань

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Карнавальный переворот народного тела

Карнавальный переворот народного тела

Юрий Юдин

100 лет тому назад была написана сказка Юрия Олеши «Три толстяка»

0
526
Тулбурел

Тулбурел

Илья Журбинский

Последствия глобального потепления в отдельно взятом дворе

0
541
Необходим синтез профессионализма и лояльности

Необходим синтез профессионализма и лояльности

Сергей Расторгуев

России нужна патриотическая, демократически отобранная элита, готовая к принятию и реализации ответственных решений

0
429
Вожаки и вожди

Вожаки и вожди

Иван Задорожнюк

Пушкин и Лесков, Кропоткин и Дарвин, борьба за выживание или альтруизм и другие мостики между биологией и социологией

0
278

Другие новости