26.03.2013 00:01:00
Высокое давление большой химии
азот» (ТоАЗ) – одного из ведущих химических предприятий России. На сайте ведомства 18 марта было размещено сообщение о том, что «Тольяттиазот» продолжает обвинять следователей в коррупции и незаконном возбуждении дела, игнорируя «собранные в ходе предварительного следствия доказательства». После этого «последнего предупреждения» о недопустимости давления на следствие обвинения против отечественных силовиков были перенесены уже на трибуну международных СМИ. Под сомнение были поставлены репутация и Следственного комитета, и российских правоохранительных органов в целом.
21 марта на интернет-страницах нескольких зарубежных информагентств, например Reuters и Market Watсh (входит в Wall Street Journal), со ссылкой на юристов «Тольяттиазот» в рубриках «Пресс-релиз», в которых могут размещаться материалы на коммерческой основе, были распространены заявления. В этих материалах авторы фактически обвиняют российские правоохранительные органы в коррупции и участии в рейдерской атаке на предприятие. Как сообщается в текстах, юристы «Тольяттиазота» уже не раз обращались к генпрокурору Юрию Чайке, главе Следственного комитета РФ Александру Бастрыкину и председателю комитета по противодействию коррупции Госдумы РФ Ирине Яровой, пытаясь привлечь их внимание, но были проигнорированы – получили лишь формальные ответы.
Нужно отметить, что на сегодняшний день «Тольяттиазот» фигурирует в двух уголовных делах. Как сообщается в материале на сайте Следственного комитета (СК), расследование первого, в отношении юристов ОАО «Тольяттиазот» и ЗАО «Корпорация «Тольяттиазот», завершено в конце 2012 года. Они обвиняются в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 185.4 УК РФ (незаконное ограничение прав владельцев ценных бумаг). По версии следствия, обвиняемые незаконно ограничили права миноритария «Тольяттиазота» – «Уралхима», что привело к убыткам в размере более 202 млн. долл. Дело скоро будет передано в суд, обвиняемые пока продолжают знакомиться с ним.
Второе дело возбуждено в декабре 2012 года уже по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество, совершенное в особо крупном размере). По информации сайта СК РФ, с 2008 по 2011 год «неустановленные лица, принимающие управленческие решения» на ОАО «Тольяттиазот», разработали схему экспорта продукции по заниженным ценам аффилированной с мажоритарными акционерами швейцарской компании Nitrochem Distribution AG, контролируемой Андреасом Циви. По мнению следствия, это позволяло занижать прибыль самого завода, а значит, и налоги, и выплаты дивидендов. По сообщению СК, ущерб оценивается не менее чем в 550 млн. долл.
Кроме того, как пишет «Коммерсантъ» (22.01.13), в конце января 2013 года в следственное управление СК по Самарской области поступили обращения с требованием начать проверку ряда сделок ТоАЗа. По версии инициатора этих действий, миноритарного акционера ОАО «Тольяттиазот» – ОХК «Уралхим», – ущерб предприятия от сделки составил более 1 млрд. долл. Следователям были направлены материалы о том, что якобы «руководство ТоАЗа в 2010 году продало действующее производство метанола мощностью 450 тыс. тонн в год компании ООО «Томет» без уведомления акционеров и по цене существенно ниже реальной рыночной стоимости имущества». Как пишет издание, «по сведениям миноритария, ООО «Томет» якобы через цепочку компаний-нерезидентов, находящихся в офшорных юрисдикциях, является аффилированной с мажоритарными акционерами и руководством ТоАЗа, а именно членами семьи Махлай и их партнерами – членами семьи Циви».
На сайте СК РФ отмечается, что представители ОАО «Тольяттиазот» уже обвиняли следствие в пристрастности. «С конца 2012 года в СМИ стали появляться публикации, со слов адвоката ОАО «Тольяттиазот» Сергея Замошкина, а затем и обвиняемых (очевидно, юристов ТоАЗа Кинчарова и Муратова. – «НГ»), о незаконности возбуждения уголовного дела и проведения ряда следственных действий, – сообщают представители следствия 18 марта. – Однако указанная информация абсолютно беспочвенна и не соответствует собранным в ходе предварительного следствия по уголовному делу доказательствам. В 2013 году обвиняемые по уголовному делу обратились в Следственный комитет РФ с открытым письмом, в котором вновь сослались на уже неоднократно проверенные личные выводы представителей ОАО «Тольяттиазот» о необоснованности действий сотрудников следственного управления. Несмотря на то что на все обращения обвиняемые и их адвокаты получили официальные ответы от сотрудников следственных органов СК РФ, они, как ни парадоксально, обратились со вторым письмом аналогичного содержания, указав, что первое было проигнорировано».
Следственный комитет также указал на решения федеральных и кассационных судов, подтвердивших законность всех следственных действий, и подчеркнул, что доводы представителей ОАО «Тольяттиазот» были уже неоднократно проверены, а обвиняемые и их адвокаты получили официальные ответы. При этом на запросы СКР об информации, подтверждающей коррупционность следствия, сами юристы «Тольяттиазот» так и не ответили. На запрос «НГ» о комментарии по поводу изложенных в материале фактов представители ТоАЗа к моменту подписания номера не ответили.
Следственный комитет прямо заявил: «компания, сотрудники которой в настоящее время обвиняются в мошенничестве, пытается оказать давление на следствие, а больше всего на общественное мнение, выдавая свои несостоятельные выводы о незаконных действиях сотрудников следственного управления СУ СКР по Самарской области за подтвержденные факты». Независимо от реальности для западных СМИ и комментаторов очередная новость о коррупции в России уже оказалась лакомым куском. Так, cтарший аналитик RUXX Index Майкл Томпсон в сообщении Reuters (21.03.13) уже высказался об этом случае как о типичном для России «злоупотреблении законом» и наличии «коррупционной составляющей». Репутация следственных органов выстраивается годами, и тем удивительней, как легко нанести по ней удары.
Непонятно, сколько еще СКР станет терпеть нанесение ущерба своей репутации. Ведь в такой ситуации давно пора раскрыть реальных заказчиков, заинтересованных в затягивании дел о мошенничествах на «Тольяттиазоте», и принять к ним положенные по закону меры.
Комментарии для элемента не найдены.