Генерал Николай Рогожкин делает ставку на профессионалов. Фото РИА Новости
Руководством страны принято решение резко сократить численность военнослужащих по призыву во Внутренних войсках (ВВ) МВД России. Одновременно будет значительно увеличено число контрактников. Как заявил на днях начальник организационно-мобилизационного управления (ОМУ) Главного штаба ВВ генерал-лейтенант Евгений Фуженко, план призыва новобранцев весной 2013 года в войска сокращен вдвое и составит около 10 тыс. человек. Уже в этом году подразделения внутренних войск, ведущие на юге страны борьбу с незаконными вооруженными формированиями, станут профессиональными. Только штатные профессиональные соединения и части ВВ будут обеспечивать безопасность Олимпийских игр в Сочи в 2014 году. Данная задача на 2013–2014 годы для войск правопорядка является одной из приоритетных.Из слов Фуженко следует, что численность солдат по призыву составит во внутренних войсках к концу 2013 года около двух десятков тысяч человек, то есть 12% от штатной численности ВВ (в войсках служат около 170 тыс. военнослужащих). К 2015 году прослойка солдат-призывников исчезнет во внутренних войсках вовсе. После Погранвойск ФСБ России это вторая силовая структура в стране, где военную службу будут проходить только профессионалы.
Как известно, план призыва на военную службу два раза в год утверждает президент. В свое время он утвердил план строительства ВВ, по которому внутренние войска в ближайшие два года должны стать профессиональными. Ускоренный старт процесса начался на прошлой неделе, когда Владимир Путин подписал поправки в закон, по которому с 6 марта 2013 года (время официального подписания документа) начинает действовать новый порядок набора контрактников во внутренние войска.
Отныне отбирать кандидатов на контрактную службу в эту силовую структуру командиры частей ВВ смогут сами, без участия военкоматов.
По мнению заместителя министра внутренних дел России – главнокомандующего Внутренними войсками МВД РФ генерала армии Николая Рогожкина, это значительно упростит и ускорит механизм набора на военную службу профессионалов. При этом не будет зависимости от Минобороны. Рогожкину, по его словам, известны случаи, когда военкоматы, подчиненные военному ведомству, направляли желающих служить по контракту во внутренних войсках в другие силовые структуры. То есть поправки в упомянутые законы лишают Минобороны монополизма при отборе кандидатов на контрактную службу. «Новый закон делает военную службу по контракту во внутренних войсках более прозрачной, открытой и доступной, чтобы каждый имел полное понимание предстоящих задач и условий такой службы», – заявляет Рогожкин.
По мнению главкома, в стране немало людей, желающих служить по контракту именно во внутренних войсках. Отобраны, говорит генерал, будут лучшие. Подобная забота о качестве личного состава ВВ не случайна. «Внутренние войска выполняют служебно-боевые задачи, связанные с риском для жизни», – подчеркивает Рогожкин. При этом в отличие от Минобороны во внутренние войска не боятся набирать на контрактную службу национальные кадры, к примеру, из Дагестана и Чечни. В Махачкале уроженцами Дагестана укомплектован по контракту целый полк. В Чечне в составе 46-й отдельной бригады оперативного назначения ВВ из числа местных жителей сформированы два батальона. Весьма вероятно, что в ближайшее время национальными кадрами пополнятся части и соединения ВВ, дислоцированные в Ингушетии, Кабардино-Балкарии и других регионах Северного Кавказа.
«Наделение командиров воинских частей ВВ правом набирать по своему усмотрению кандидатов на контрактную службу, кроме положительных моментов, может привести к отрицательным последствиям, особенно на Северном Кавказе. В основном к командирам с просьбой стать контрактником будут обращаться местные жители. Не исключено, что кто-то из них будет связан с боевиками. Здесь необходима очень тщательная проверка каждого кандидата», – считает военный эксперт полковник Владимир Попов. Он вспоминает случай, когда в августе прошлого года сержант-контрактник УФСБ, проходивший службу на погранзаставе в Дагестане, расстрелял двух сослуживцев и четверых сотрудников МВД. Оказалось, что военнослужащий Погранвойск ФСБ был связан с боевиками, хотя и прошел проверку спецслужб.
Попов обращает внимание на то, что ранее, рассматривая кандидатов на прохождение службы по контракту в ВВ, подобные проверки организовывали военкоматы, которые связывались с МВД, спецслужбами, местными властями и т.п. Теперь же организационная работа ложится на командиров частей ВВ, которые и без того загружены служебными обязанностями. «Видимо, для внутренних войск необходимо создавать специальные структуры по типу вербовочных пунктов для набора профессионалов в войска, которые созданы в Вооруженных силах», – считает эксперт.