Так выглядел променад Светлогорска после одного из штормов в прошлом году. Фото РИА Новости
Сейчас часть опор променада «Янтаря» в городе Пионерском висит в воздухе и тянет вниз лестницы сходов. В плачевном состоянии находятся и габионы – металлические сетки с камнями, предназначенные для укрепления берегов.
Сегодня впору срочно укреплять сами габионы, поскольку многие из них разрушены и усыпают камнями пляж, вместо того чтобы гасить энергию волн.
Региональное правительство давно обещает провести берегоукрепительные работы хотя бы на пляжах курортных городов, променады которых разрушаются морем. Каждый осенне-зимний период в Калининградской области случается десяток рядовых штормов, а раз в два-три года Балтика преподносит побережью неприятный сюрприз в виде шторма большой силы. Зимой 2011–2012 годов именно такое волнение съело большую часть пляжа на курорте федерального значения в городе Светлогорске – море разрушило променад, а сохранившиеся конструкции повисли над водой.
На берегоукрепление региональные власти предполагают истратить 5 млрд. руб. Получить их область рассчитывает из федерального бюджета, а проблемы «Янтаря» могут стать козырем в обосновании подобных трат при общении региональных чиновников с федеральными.
Наступление Балтики на низинное побережье юго-восточной части акватории началось давно. Сильный восточный ветер изредка обнажает верхушки пней в удалении 500–800 метров от нынешней линии берега. Это урез воды тысячелетней давности. Немцы в Восточной Пруссии озаботились укреплением берегов в начале ХХ века, когда отдых на море приобрел популярность. Для нейтрализации разрушительной силы моря в наиболее уязвимых местах возводились волноломы: уходящие на полсотни метров в воду деревянные столбы, между которыми засыпали валуны. Кроме того, специальные защитные стенки подпирали песчаные откосы, не давая им сползать в море. В советское время эти работы пытались продолжать, заменив дерево бетонными конструкциями и существенно уменьшив общий объем берегозащиты. С распадом СССР подобная деятельность прекратилась, что позволило Балтике отвоевать у берега до ста метров пляжа.
В очередной раз местные власти обратили внимание на монотонное наступление моря только после объявления туризма локомотивом калининградской экономики. Тогда и выяснилось, что волны успешно слизывают последние остатки площадей, на которых мог разогнаться этот самый локомотив. В результате возникли два варианта дальнейших действий. Предыдущий губернатор Калининградской области Георгий Боос сделал ставку на введение в оборот новых пляжей, возникших там, где течение не сносит, а выбрасывает песок. К сожалению, эти зоны расположены или вдалеке от относительно развитых транспортных коммуникаций (например, район игорной особой экономической зоны у поселка Поваровка), или на охраняемых территориях (Куршская коса). При этом в обоих случаях новые пляжи были лишены всякой инфраструктуры, начиная от канализации и заканчивая предприятиями общепита.
Второй сценарий развития калининградского туризма предусматривает спасение существующих курортных городков: Светлогорска, Зеленоградска и Пионерского. Для этого необходимы срочные берегозащитные работы. Еще в конце 80-х годов прошлого века существовал проект строительства трубопровода, по которому отработанный песок из карьера Янтарного комбината подавался бы в бухты Светлогорска и Пионерского для наращивания пляжа. В планах нынешнего правительства области стоит увеличение пляжа в Светлогорске на 50–100 метров в ширину. Вместо трубопровода песок для этого планируют завозить грузовиками. Эксперты отмечают, что такой способ будет не только затратным с учетом постоянного роста цен на топливо. Передвижение тяжелых машин негативно скажется и на состоянии дорожного полотна. При этом процесс засыпания моря неизбежно связан с коррупционной составляющей, так как в смету можно вписать любое количество сброшенного в волны песка. Разницу в объемах легко можно будет списать на те же шторма и капризы прибрежных течений.
Калининград