Александра Александрова уверена в успехе нового проекта.
Фото ИТАР-ТАСС
Вчера в Москве прошли форсайт-дебаты, на которых представители власти и бизнеса обсудили проблемы оценки эффективности деятельности управ районов столицы. Начальник Управления государственной службы и кадров правительства Москвы Александра Александрова подчеркнула, что отработка схемы оценки эффективности деятельности управ является продолжением проекта новой системы отбора руководителей управ. 42% назначенных глав, по ее словам, назначены из сформированного кадрового резерва.
Начальник Контрольного управления мэра и кадров правительства Москвы Елена Шинкарук рассказала о двух главных вопросах, стоявших перед разработчиками нового подхода. Первый вопрос – кого оценивать. «Оценивать нужно в первую очередь саму управу, а не ее руководителя», – отметила Шинкарук. Второй вопрос – что именно должны оценивать. По мнению Шинкарук, необходимо разделение на сферы, такие как ЖКХ, торговля на местах, управление жилищным фондом и строительство.
Также, по мнению Шинкарук, внедрение новой системы оценки должно решить несколько задач. Во-первых, создать коммуникацию между управами. Если одна из управ не успевает по показателям, то она может обратиться к положительному опыту соседей, имеющих лучшие показатели. Во-вторых, выявить проблемные точки. Исходя из критерия оценки, управа сможет сама определить, какие проблемы существуют в районе, и начать решать их. В-третьих, новый метод оценки, по словам Шинкарук, добавит «драйва работе», иначе говоря – подвигнет управы на достижение более высоких результатов. Оценки планируется сделать независимыми, с максимальной удаленностью власти от тех, кто их выносит. При этом субъективные мнения возможны только в социологических опросах, в то время как все остальные исследования должны носить только количественный и качественный характер. В результате нового подхода, по мнению Шинкарук, «каждая управа может стать лучшей».
По мнению руководителя Департамента территориальных органов исполнительной власти города Москвы Вячеслава Шуленина, управы должны решать только те вопросы, которые находятся в их компетенции. То есть, к примеру, показатели безопасности и рождаемости не входят в критерии оценки.
Шуленин выделил несколько плюсов программы. Во-первых, «до этого не было единого рейтинга». Во-вторых, теперь исключен субъективный подход – только «счетный». В-третьих, при такой оценке «появляется обратная связь».
Председатель Совета муниципальных образований города Москвы Алексей Шапошников сравнил новые критерии оценки с методиками подведения итогов социалистического соревнования. Также, по словам Шапошникова, «кто быстрее выявит проблемы в районе – тот в лучшем положении, так как может быстрее их решить». Помимо этого, «Советы депутатов могут «подпортить» рейтинг главам управ».
Руководитель фракции КПРФ в гордуме Андрей Клычков указал на несколько проблемных, по его мнению, аспектов новой системы. «Жителям сложно определить степень полномочий управ», – сказал он. Он выразил скептическое отношение к счетным показателям и предложил создать общественный орган, состоящий из горожан, которые бы вносили свой вклад в оценку эффективности. Клычков обратил внимание на непонятные, по его словам, 10%, которые могут положительно или отрицательно влиять на рейтинг управ.
Вячеслав Шуленин объяснил, что дело в «различных стартовых позициях районов», и привел в пример Сокольники и Новокосино. В Сокольниках, по словам Шуленина, люди не очень довольны своим положением, несмотря на хорошие условия жизни, в то время как в недавно отстроенном Новокосино, где уровень жизни должен быть, по идее, ниже, степень удовлетворенности людей выше. Заметим, что опрошенные в Новокосине жители – из числа недавно поселившихся здесь военных очередников.
Еще одной темой дискуссии стало то, как воспринимают жалобы чиновники. По мнению старшего партнера компании Ward Howell и профессора предпринимательского лидерства INSEAD Станислава Шекшни, само слово «жалоба» имеет отрицательный характер и должно быть заменено на «предложение». Касаясь метода оценки, Шекшня вспомнил министра обороны США Роберта Макнамару, при котором была введена система оценки эффективности ведения боевых действий США во Вьетнаме. За короткое время, по словам Шекшни, количество убитых вьетнамцев превысило общее число людей в армии Вьетнама. «Люди всегда сильнее показателей», – сказал он. Для достижения большей эффективности Шекшня порекомендовал упрощение системы показателей (путем доведения их до минимального количества), отмену жалоб как одного из показателей.
В дискуссию вступил префект Северного административного округа города Москвы Владислав Базанчук, указавший на необходимость жалоб. «Есть разница между жалобами и предложениями», – сказал он. Префект подчеркнул необходимость разграничения обязанностей. По его словам, проблему нелегального строительства можно решить с повышением ответственности главы управы. «Без разрешения главы управы строить объекты нельзя, глава управы – как хозяин на своей территории», – сказал он.
Елена Шинкарук полагает, что рейтинг необходим не только как единовременный показатель эффективности, но в первую очередь как показатель динамический, позволяющий выявить проблемные места в работе управы. По мнению сопредседателя подгруппы «Развитие кадрового потенциала» в «Большом правительстве» Юрия Котлера, необходимо повысить степень значимости соцопросов и прежде всего объяснить людям саму проблему. И то, зачем соцопрос проводится. В таком случае, уверен Котлер, будет решена «проблема обратной связи». В качестве подведения итогов следует сказать, что правительство Москвы предприняло еще один шаг по работе над реформой местного самоуправления.