В 90-е годы метро в Красноярске даже начали строить.
Фото из блога Сергея Филинина в ЖЖ
В Красноярске вновь заговорили о реанимации проекта строительства метрополитена. Надежды на появление подземки в мегаполисе, уже много лет задыхающемся от пробок, связаны с Универсиадой-2019, за право провести которую сейчас борется Красноярск. Февральский визит на берега Енисея Дмитрия Медведева, который недвусмысленно пообещал региону федеральную поддержку в борьбе за Зимние студенческие игры, эти надежды укрепил. Некоторые депутаты горсовета Красноярска даже не прочь инициировать проведение референдума по вопросу быть или не быть метро. Руководство края и города предлагает рассмотреть альтернативные варианты борьбы с транспортным коллапсом.
История вокруг проекта красноярского метрополитена продолжается уже три десятка лет. По сути, она стала символом несбывшейся красноярской мечты. Решение о необходимости строительства подземки было принято еще в 80-е годы. В 90-е, при тогдашнем губернаторе Валерии Зубове, оно даже началось. А в XXI веке проект заглох. В прошлом году глава края Лев Кузнецов дал поручение региональному правительству провести ревизию проекта (см. «НГ» от 27.01.12), однако дело с мертвой точки не сдвинулось. А в январе с.г., во время прямой линии с красноярцами губернатор поддержал проект наземного метро, однако про подземку уже не вспоминал.
В местных СМИ появилась информация, что проектом красноярского метро заинтересовалась одна из турецких компаний, которая готова пять станций построить за несколько лет. Вопрос, как обычно, упирается в деньги. Только на строительство одной ветки нужно 60 млрд. руб. А это половина краевого бюджета. Впрочем, сторонники проекта не считают дело безнадежным. «Движение в Госдуме по теме закона о метро робко, но началось, хотя я не вижу усилий с места – так, чтобы меня теребили губернатор и мэр, – сказал теперь уже депутат Госдумы Валерий Зубов. – У нас нет общей позиции в крае, у тех, кто представляет регион на федеральном уровне. А без метро Красноярску современным городом не стать».
Мэр Красноярска Эдхам Акбулатов несколько раз публично заявлял о своей поддержке проекта, но при этом на недавнем Экономическом форуме призвал искать и другие пути борьбы с пробками. «Стратегия должна быть честной. Мы должны от чего-то отказаться, чтобы решить основные проблемы. Оставаться заложниками той трассы метрополитена, которая была спроектирована 25 лет назад, недопустимо. Надо идти другим путем, и он уже найден, – подчеркнул градоначальник. – Для нашего города мы могли бы пойти по пути развития систем легкорельсового общественного транспорта».
В феврале с.г. депутат горсовета Красноярска Владислав Жуковский на заседании комиссии горсовета по хозяйству и экологии сообщил, что обратился к премьеру Дмитрию Медведеву с письмом, в котором просил помочь со строительством метрополитена. «Ежегодный прирост транспортных средств в Красноярске составляет около 8%. Это 30–35 тысяч автомобилей, – сказал парламентарий. – Представляете, что будет через пару лет, если сегодня проехать по городу невозможно!? Вот мы хотим, чтобы у нас проходили крупные международные события. Универсиада, например. А кто-нибудь задумался, как многочисленные гости и жители краевого центра будут передвигаться во время ее проведения в Красноярске?» Коллеги Жуковского предложили даже провести референдум и попросить помощи у президента США Барака Обамы, однако в итоге решили ограничиться созданием рабочей группы, которая должна будет подготовить предложения, как лоббировать эту тему в коридорах федеральной власти.
Местные наблюдатели полагают, что красноярская мечта может обрести реальность только в случае победы сибиряков в борьбе за Универсиаду. «В прошлом году Красноярск официально стал миллионником, транспортные проблемы у него самые острые в Сибири, так что объективно у Федерации есть основания помочь региону в финансировании этого проекта. Ведь даже 30 лет назад, когда автомобилей было в разы меньше, генсек ЦК КПСС Константин Черненко понимал, что такой город обязан иметь подземку, – полагает политолог Сергей Комарицын. – Но у нас привыкли крупные траты связывать с какими-то престижными событиями типа Олимпиады или саммита АТЭС, поэтому метрополитен в Красноярске появится, только если в ноябре удастся выиграть право на проведение Зимних студенческих игр».
Красноярск