Могила Иммануила Канта, к 300-летию со дня рождения которого город предлагают переименовать.
Фото РИА Новости
Депутат Калининградской областной Думы и лидер местного отделения «Гражданской платформы» Соломон Гинзбург выдвинул проект возвращения столице региона исторического имени. Парламентарий считает, что с 2015 года, после 70-летнего юбилея Победы, данный вопрос нужно обсуждать в спокойной, деидеологизированной обстановке, осуществляя мониторинг общественного мнения. В том случае, если дискуссия, на которую Гинзбург отводит пять лет, выявит положительное отношение горожан к переименованию, в 2020 году можно будет организовать соответствующий референдум.
До 2024 года Гинзбург предлагает разобраться с локальной топонимикой. Населенные пункты, названные в честь павших при их штурме солдат и офицеров, автор проекта предлагает не трогать. 2024 год в качестве конечной точки процесса «возвращения в Кенигсберг» выбран не случайно. В этом году будет отмечаться 300-летие со дня рождения самого известного жителя Кенигсберга – философа Иммануила Канта.
Тема переименования регулярно всплывает в выступлениях местных политиков. Впервые заговорил об этом четвертый губернатор Калининградской области Георгий Боос. Он снял табу вокруг этого вопроса. До него любые попытки поставить вопрос о наименовании города вызывали яростные обвинения со стороны левых и националистически настроенных политиков в том, что они называли «ползучей германизацией региона».
Сейчас значительная часть электората в возрасте до 40 лет позитивно относится к возвращению исторического названия города. Политики же предлагают проявить уважение к чувствам ветеранов. Недавно группа активистов начала сбор подписей за переименование, но городские власти считают целесообразным проведение референдума по переименованию не ранее, чем через 15–20 лет.
Далеко не все в Янтарном крае готовы поддержать проект Гинзбурга. Член фракции «Единой России» в облдуме Александр Кузнецов сказал «НГ», что видит в таких инициативах «предательство России». «С Калининградской областью связана моя молодость, как я могу отречься от нее», – сказал он. Представителя партии власти поддержал депутат облдумы от оппозиционных «Патриотов России» Евгений Ган. Он отметил, что Калининград – «российский город и должен им оставаться». Попытки переименования народный избранник назвал спекуляциями, которые прикрываются рассуждениями об увеличении туристической привлекательности региона. «Конечно, памятники культуры и истории надо сохранять, – сказал Евгений Ган. – Но к названию города все это отношения не имеет».
Единства по поводу возможного переименования нет даже среди немногочисленной ячейки «Гражданской платформы». Соратник Гинзбурга, депутат Калининградского горсовета Арсений Махлов отметил, что Кенигсберг исчез вместе с последними горожанами, вывезенными в Германию. А возникший на месте его руин новый город не имеет никакого отношения к старому. «Тем более, – сказал «НГ» Махлов, – странно связывать переименование с 300-летием Канта. Тогда надо было предлагать иные варианты названия: Кантеевка, Кантоград, Кантск».
На состоявшемся вчера в облдуме заседании рабочей группы по разработке регионального закона о выявлении мнения населения о наименовании географических объектов выяснилось, что инициативная группа по возвращению городу названия Кенигсберг не готова к проведению референдума. Ее представитель Рустам Васильев сообщил, что предлагаемая норма – 5% подписей граждан – неподъемна. Он признал, что собрать в поддержку переименования Калининграда 20 тыс. подписей будет трудно, и предложил заменить референдум соцопросом. Лидер местного отделения КПРФ Игорь Ревин отметил, что соцопрос станет лишь средством удовлетворения частного любопытства за казенный счет. Руководитель фракции «Патриотов России» Михаил Чесалин признал, что квота в 5% высока, но, по мнению депутата: «Так у нас дойдет до того, что вслед за Калининградом улицу космонавта Леонова переименуют в улицу президента Гинденбурга».
Калининград